Общая характеристика исторической ситуации начала 20 века и общая хар-ка лит-ных направлений этого периода.
История зарубежной литературы 20 века 1 часть
20-е гг. – первая мировая война, мощное отражение в литературе. 30-е гг. – усиливается рабочее движение в европейских странах, голодные походы безработных, возрастает возмущение. Буржуазия дает ростки, которые в будущем взрастят фашизм. 40-е гг. – вторая мировая война, фашизм, холокост. Этот период в истории - период сплошных провалов: войны, экономические кризисы. Возникло мнение, что запад рушится, полное разложение. Второе мнение было, что запад справился со сложностями, сделал технический прорыв, справился с холодной войной.
В этот период лит-ры жива связь с реализмом. Однако лит-ра развивается уже по своему пути. В этот период лит-ра становится массовой, становится достоянием многих, а, следовательно, меняется отношение к лит-ре как к чему то привилегированному. Слово и искусство слова должно отражать потребу. На лит-ру 20 века огромное влияние оказали 3 философских течения, которые были связаны с разоблачением современности, которые обнаружили подлинные движущие силы 20 века. Это Карл Маркс, Ницше, Фрейд.
|
|
Карл Маркс утвердил, что носителем жизни субъекта является его тело. Субъективность это не сознание, это некая природная органическая сила. Он увидел в человеке нечто конкретное. Действует человек ради удовлетворения своих потребностей. Поэтому жизнь – это постоянное колебание внутри некой триады: потребность, желание и труд, усилия по удовлетворению этих потребностей, чувство удовлетворения. Маркс доказал, что история любого человеческого сообщества строится таким образом. Он отдавал огромное значение практике и труду. Весь 20 век показал поразительную живучесть капитализма. Некоторые политологи считали, что капитализму пришел конец. Но это не так. Маркс объяснил, что капиталистическое общество – общество потребления. Особо важным для литературы оказалась теория отчуждения: человек в капиталистической системе производит все необходимое для потребления, но он не распоряжается результатом своего производства, тогда труд обесцеливается. Происходит процесс отчуждения труда, эксплуатации труда. Процесс отчуждения проникает в другие сферы деятельности, возникает ощущение неудовлетворенности.
Фридрих Ницше был учеником Шопенгауэра (романтика). Он выработал свою философию – энергия отрицания и самоопределения. Ницше считал основой жизни волю к власти (жизнь=воля к власти). Воля это некая сила творческая, созидательная, освободительная, сила самоутверждения. Знание и истина это формы воли и их ценность объясняется степенью той созидательной энергии, которая в них проявилась. Воля никак не связана с божественным началом. Воля это то. что лежит вне сферы человеческого, но это не проявление божественного, христианского. Ницше считает что альтруизм, самопожертвование и вообще вся культура это некий обман. Мораль якобы заботится о человеке, а на самом деле она является орудием контроля, подавлением, самовозвышением. Ницше считает, что культура считает для возвышения одних и подавления других. Он утверждает что «бог умер». Бог проявляется в создании новых ценностей жизни, некоего образа жизни, морали, религии, философии. Как только общество перестает созидать что-то, это означает, что бог умер. Жизненная энергия отдельного человека не умирает со смертью бога, но человеку нужно самому найти применение этой энергии. Так рождается мысль о сверхчеловеке, свободному абсолютно от всего.
|
|
Зигмунд Фрейд был психоаналитиком. Он создает свою теорию – во многом причиной человеческих неврозов является то, что необъяснимо. Фрейду принадлежит открытие бессознательного. Бессознательное порождает у человека чувство вины, это арена конфликтов. Борьба м/у страстью и разумом – невроз. Он считает, что человеческое поведение связано не с моральными мотивациями, а с животным миром. Человек предопределен биологией. Часто это бессознательное проявляется в человеке помимо его воли.
Все эти три личности изменили содержание и стиль современного мышления. Они создали представление о неразрешимости некоторых противоречий, показали что может быть многое не завершено. Все находится в процессе, в динамике. В центре их внимания были динамические антиномии отдельного человека и общества. Конфликт является источником энергетики.
Альберт Эйнштейн применил классический принцип относительности. Он пришел к отказу от понятий абсолютного времени, одновременности, пространства. Таким образом, он обозначил переворот в физической картине мира. Мир стабильный, статичный вдруг разрушился. Оказалось, что все относительно. Тогда невозможно полная формализация научного знания. На исходе 20 века физики постоянно подчеркивают, что вселенная неупорядоченная, хаотичная, непостижимая.