Основные тезисы. 1. Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. – М. : Искусство, 1973. – 280 с. : ил. – (Жизнь в искусстве)

Тема 2. 1920-е: Время, вперед!

Видеопрактика

Литература

1. Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. – М.: Искусство, 1973. – 280 с.: ил. – (Жизнь в искусстве).

2. Бёрд, Роберт. Русский символизм и развитие киноэстетики / пер. с англ. // Новое лит. обозрение. – 2006. – №5 (81). – С. 67–98.

3. Великий Кинемо: кат. сохранившихся игровых фильмов России 1909–1919 / [сост. В. Иванова и др.] – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с.

4. Гращенкова, И. Серебряный век. В поисках лица [Евгений Бауэр] // Искусство кино. – 2007. – №4. – С. 106–114.

5. Зоркая, Н.М. Увертюра. Серебряные девятьсот десятые // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – Гл. 1. – С. 7–74.

6. Кинематограф дореволюционной России // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 1. – С. 13–42. – (Academia XXI).

7. Разлогов, К. Э. Артистизм в массовой культуре (на материале русского немого кино) // Вопр. философии. – 1997. – №7. – С. 63–73.

8. Рогова, В. Ханжонковское дело: к 125-летию со дня рождения А. А. Ханжонкова // Ракурсы. – М.: ГИИ, 2002. – Вып. 4. – С. 33–68.

9. Страницы истории отечественного кино. Детское кино. Анимация. Документное кино. Кинематограф русского зарубежья / отв. ред. Л. М. Будяк; сост. Дл. Караваев. – М.: Материк, 2006. – 284 с.

10. Ямпольский, М. Россия: кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса // Киноведческие записки. – 2006. – №78. – С. 4–20.

1. Отрывки из передач цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004): А. А. Ханжонков; Я. Протазанов.

2. Отрывок из передачи «Яков Протазанов» цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2006).

3. Фрагменты из х/ф режиссера Евгения Бауэра сучастием Веры Холодной: «Дети века» (1915), «Жизнь за жизнь» (1916).

4. Фрагменты из х/ф: «Бесприданница» (1936–37) / Я. Протазанов; «Раба любви» (1975) / Н. Михалков.

5. Отрывок из д/ф «Раба любви. Елена Соловей» (2006).

6. Отрывок из д/ф «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала» (2004).

7. Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.

Раздел 1. Рождение и взлет советского кино

Первые творческие взлеты советского кино. Фильмы: «Красные дьяволята» (1923) / Иван Николаевич Перистиани; (Это интересно: в 1967–1971 гг. три фильма о «неуловимых мстителях» / Э. Г. Кеосаян); «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) / Лев Владимирович Кулешов. В обоих фильмах – влияние американских вестернов.

ü Лев Владимирович Кулешов – режиссер и теоретик киноискусства; фильм «Необычайные приключения…» – манифест кулешовской киношколы: динамичный монтаж и акробатическая выучка актеров; из его школы вышли знаменитые актеры и режиссеры: Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский.

Русский революционный киноавангард: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом.

Авангард (фр. avant-garde = передовой отряд) – течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х гг. во Франции, Германии и России. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью. Поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга).

Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах – историко-революционном (С. М. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.

ü Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – флагман русского революционного киноавангарда; кинорежиссер и теоретик киноискусства.

Вехи биографии:

ü 1915: окончил Рижское реальное училище;

ü 1915–1917: учеба в Институте гражданских инженеров в Петрограде;

ü 1917: призван на военную службу;

ü 1918: вступает в ряды Красной Армии;

ü 1921–1922: слушатель и режиссер-стажер Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда;

ü 1922–1923: руководитель театральных мастерских Пролеткульта;

ü 1923: первый фильм «Дневник Глумова»;творческий манифест «Монтаж аттракционов»: обоснование метода воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики;

ü 1924–1927: условная революционная кинотрилогия: «Стачка», «Броненосец Потемкин» (1925),«Октябрь»; складывается собственный стиль, характерные черты которого: метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности; благодаря монтажно-образному кинематографу кино стало искусством; в центре картин – революционные массы; «кинематограф масс»;

ü фильмы: «Старое и новое» (1929) и «Бежин луг» (1935–1937) – переход от идеи «монтажа аттракционов» к «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино»;

ü 1929–1932: командирован за границу (вместе с Г. Александровым и Э. Тиссэ), сначала в Западную Европу, а затем в США;

ü в рамках социалистического реализма: фильм «Александр Невский» (1938): жанр биографического патриотического фильма (оператор – Эдуард Тиссэ; композитор – С. С. Прокофьев);

ü 1938–1948: «новое кино»: интеллектуально и философски показывать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении; «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая серия – 1958).

ü Всеволод Илларионович Пудовкин (1893–1953) – режиссер, актер, сценарист, художник; создатель, как и С. М. Эйзенштейн, историко-революционного эпоса; условная революционная трилогия (вершина творчества): «Мать» (1926); «Конец Санкт-Петербурга» (1927); «Потомок Чингис-хана» (1928); «эпос с человеческим лицом»: отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х гг. – в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, тщательной проработке деталей в кадре. (Это интересно: еще одна экранизация романа А. М. Горького «Мать»: режиссер Глеб Панфилов, 1990).

ü Александр Петрович Довженко (1894–1956)–сценарист, режиссер, актер, художник; в кино пришел из живописи; драма взаимоотношений человека с природой – определяющий мотив творчества; создатель «поэтического кино»; первая авторская работа – кинопоэма «Звенигора» (1928); фильм «Арсенал» (1929); вершина творчества – «Земля» (1930): пафос сотворчества человека и природы, действия по ее законам, а не насилия над ней определил внутреннюю гармонию фильма.

ü Дзига Вертов (Денис Аркадьевич Кауфман) (1896–1954): игровое кино – фикция; идеи и формулы: «киноглаз» (с помощью оптических и технических возможностей «киноглаз» видит жизнь глубже и точнее, чем глаз невооруженный), «жизнь врасплох», «мир без игры»; группа «киноков»; фильмы: «Кино-Глаз» (1924), «Человек с киноаппаратом» (1929), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934).

Советское кино после Гражданской войны:

Два главных киноцентра: Москва (две кинофабрики «Совкино» и «Межрабпом»); Ленинград («Севзапкино», ныне – «Ленфильм»); фильмы на современную тематику; главные враги в картинах – буржуи-нэпманы;

ü Борис Васильевич Барнет (1902–1965) – режиссер, актер; мастер сатирической комедии со склонностью к буффонаде, с проявлением лиризма и мягкого юмора; фильмы: «Девушка с коробкой» (1927); «Дом на Трубной» (1928); «Окраина» (1933); «Подвиг разведчика» (1947).

ü Абрам Матвеевич Роом (1894–1976) –режиссер, сценарист, актер, композитор; свое направление в кино: главное актер (театральный), психологизм, бытописательство = гиперреализм; родоначальник эротического кино и предтеча итальянского неореализма; фильмы: «Третья Мещанская» (1927), автор сценария – Виктор Шкловский (Это интересно: римейк «Треьей Мещанской» – фильм Петра Тодоровского «Ретро втроем», 1998); «Привидение, которое не возвращается» (1929); «Строгий юноша» (1936), автор сценария – Юрий Олеша; «Гранатовый браслет» (1969).

ü Ленинград: КЭМ (Киноэкспериментальная мастерская): Фридрих Маркович Эрмлер: (1898–1967)фильмы о криминальном дне северной столицы;

ü Григорий Михайлович Козинцев (1905–1973), Леонид Захарович Трауберг (1902–1990): ФЭКС (Фабрика экцентрического актера): Янина Жеймо, Сергей Герасимов. Олег Жаков; фильмы: (совместно): шедевр «Шинель» (1926); «Новый Вавилон» (1929); «Одна» (1931); историко-революционная эпопея = трилогия о Максиме – «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939);

Козинцев Г. М. (один): «Дон-Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970);

Трауберг Л. З. (один): «Мертвые души» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Крепостная актриса» (1963).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: