Общая характеристика эпохи западноевропейского средневековья

Архитектура С-Петербурга первой трети XVIII в.

С-Петербург изначально строился как столица (что прежде в мировой практике не встречалось), практически на пустом месте (в этом районе находилось несколько деревень), на территории, которая последние 100 лет принадлежала Швеции. Территория была отвоёвана в ходе Северной войны: в 1702 г. отбит Шлиссельбург, в 1703 г. – Ниеншанц. На о. Заячьем 16 мая 1703 г. по старому стилю построена Петропавловская крепость – первая постройка города.

Первая площадь города – Троицкая; первый жилой дом – домик Петра I, срубленный пленными шведами в мае 1703 г. за две недели.

Каменные стены Петропавловской крепости относятся к 1730-м гг., одеты в гранит при Екатерине II.

Петропавловская крепость западного образца, т.е. бастионная: шесть пятиугольных выступов на углах, соединённые куртинами. Куртины сразу стали использовать как каземат, первым узником стал сын Петра I.

В 1712-1733 гг. возведён Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини, итальянец швейцарского происхождения. По этой причине собор похож на католический, вытянут вверх. С похорон там Петра I до конца династии Романовых выполнял роль императорской и великокняжеской усыпальницы. Колокольня высотой 122 м – самое высокое архитектурное сооружение города (за исключением современных промышленных построек). Стиль собора – «петровское барокко». Его образец – деревянный иконостас.

Другие постройки Трезини:

- здание Двенадцати коллегий (11 коллегий и синод): 12 голландских домиков с единым фасадом;

- Кунсткамера (первый музей России);

- Летний дворец в Летнем саду.

Здания других архитекторов наиболее ранней постройки:

- Меньшиковский дворец;

- Благовещенская церковь Александро-Невской лавры;

- церковь Симеона и Анны;

- Кикины палаты (ныне восстановлены) – типовой жилой дом эпохи Петра I: 1-2 этажный, каменный, с высоким цоколем и высоким крыльцом; вытянутые окна с мелкой расстекловкой, ломаная крыша голландского типа, яркая расцветка.

По указу Петра I все приезжающие в город должны были привозить с собой камни, чтобы укреплять топкую почву.

С-Петербург стал столицей в 1712 г. Центральная его часть строилась по европейскому типу: фасады домов должны были выходить на красную линию улицы. На Руси прежде далеко не всегда строили так: из произведений Гоголя известно, что даже в его время в провинциальных городах усадьбы стояли к улице огородом или сараем, а жилой дом находился на удалении.

Кроме того, в С-Петербурге улицы прокладывались прямыми. В планировке велика заслуга архитекторов Еропкина и Земцова.

Архитектор Коробов – автор Адмиралтейства (старого; нынешнее построено в начале XIX в.).

Западные архитекторы:

- Леблон: автор генерального плана, согласно которому центром города должен был стать васильевский остров, перерытый каналами на манер Амстердама. От проекта отказались, когда стало ясно, что в отличие от Амстердама, где каналы способствуют осушению почвы, в Петербурге они способствуют её заболачиванию и затоплению во время наводнений. К тому же для реализации плана нужны были мосты, которые в Петербурге тогда было запрещено строить. Линии Васильевского острова проложены по направлениям засыпанных каналов.

- Микетти – автор Петергофского дворца и дворца в Стрельне.

Таким образом, при Петре I началось комплексное строительство города, в т.ч. жилое, промышленное и строительство Петербурга как духовного центра (примеры – Адмиралтейство, т.е. верфь; Смоляной двор, Александро-Невская лавра). Архитектурный стиль – «петровское барокко», привозной.

Термин «средние века» возникает в эпоху Возрождения. Понятие «средневековье» является не столько хронологическим, сколько содержательным. В истории мировой культуры этот этап определяется как судьбоносный этап в развитии Европы. В эту эпоху человек определяет свою индивидуальность. Именно поэтому средние века имеют полное право называться гуманной эпохой, эпохой служения человеку.

Однако общий термин, характеризует средние века – теоцентрическая культура. В центре всей средневековой культуры – идея Бога (теос).

Существует несколько периодизаций:

– длинное средневековье: V(VI) вв. – XVII в.

– средневековая культура: V(VI) вв. – XIV–XV вв.

Начальную и конечную точку этой культуры провести довольно сложно. Эти границы очень размыты.

Стержнеобразующее элемент, отличающий средневековую культуру – это понятие Бога (теоса). Кроме того, важнейшими особенностями средневековой культуры являются:

1. Иерархичность

2. Символичность

3. Амбивалетность

Средневековая культура уже не так монолитна как античная.

Амбивалетность средневековой культуры. Этот термин был введен отечественным исследователем М. М. Бахтиным. Он считал, что средневековая культура может рассматриваться как столкновение двух культур:

– ученой, церковной, официальной культуры;

– народной, карнавальной, смеховой, пародийной.

В настоящее время эта научная концепция критикуется. Точнее было бы говорить, что двух автономных культур в пространстве средневековья не существовало. Беспримесной, чистой народной культуры не существовало. Понятие теоцентризма проникло и в народную культуру. В тоже время самые образованные люди средневековья всегда хранили пласт народных верований. Поэтому амбивалетность присутствует в каждом факте культуры средних веков.

Примером амбивалетности может служить и понятие теоцентричности. Главная фигура средневековой культуры – Бог – Иисус Христос, но это троичный Бог (Бог-отец, Бог-сын, святой дух).

Иерархичность – это интегрирующий принцип. Мир представляется как цепочка бытия, что создает идею непрерывности, когда у каждого элемента цепочки есть свое место, предопределенное Богом.

Человек создает в себе двойную природу: он как бы и ангел, и прах – человек. Человек в центре средневековой культуры. Жесткая закрепленность в иерархии предполагает и свободу выбора. В этом также проявляет себя амбивалентность. Религия – моральный регулятор, сформировавшийся под влиянием характера этой культуры.Все в подлунном мире (все видимое) указывает на надлунный мир (невидимый). Все в этом мире существует не само по себе, а как символ. Н-р, красный цвет – это кровь Спасителя.

Символ не просто воспринимается, истолковывается, но и переживается. Символ перестраивает духовную жизнь человека. Настоящий религиозный символ – это переживание и указание на трансцендентное через перестройку жизни человека. Поэтому символ отличается особенностью, в которой присутствует два начала: духовное и чувственное (ощущение и разума). Символ отличается от идеи тем, что идея есть явление сугубо рациональное.

Символизм – это сокровенное познание мира. С одной стороны, символ доступен всем, а с другой – истолковывается учеными. Символ как бы обратная сторона принципа иерархичности.

«Мир – открытая книга, написанная рукой Господа».

Христианский образ жизни – это универсальный символизм. Завершенность этот принцип находит в храме. Храм – зримое архитектурное, скульптурное, иконописное выражение иерархической лестницы. Каждая деталь собора – это символы, который дают представление об устройстве мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: