Национально-экномическая парадигма политики.
Теологическая парадигма политики;
Цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики;
Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным основаниям (критериям). Например, историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени.
Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель.
На Востоке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре.
Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древних восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает место в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу пострижения мира.
Почвой политики является практическое отношений человека к общественной жизни, которая требует соучастия людей. Иначе говоря, свободный человек, сообщество свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политической жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подразделяются на варварские и политические, власть — на деспотическую и политическую.
|
|
· Древняя Греция
Термин «политика» создан греками и связан с понятием «полиса». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные горожане могли стать «политиками», т. е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки, приравнивавшиеся к варварам, были лишены гражданских прав, исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных, несвободных. Политическая мысль Древней Греции исходила из этого незыблемого принципа даже в интерпретации самых выдающихся ее представителей.
В центре внимания греческих мыслителей был вопрос о сохранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.
Божественный закон как характеристика устойчивого порядка в космосе обозначается словом «фюзис» — природа, то, что не произведено человеком. Понятие «номос» подразумевает закон как характеристику становления общества, преходящее творение человека.
Теоретическим основанием для активной политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса .
Эту проблему сформулировали софисты, деятельность которых приходится еще на эпоху расцвета демократии. Наиболее известными софистами были Протагор из Абдер, Горгий из Леонтий, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды.
Софисты были первыми просветителями греков. Они привили им мысль: убеждения человека должны быть приобретены свободной мыслью.
|
|
Активная деятельность в политике приводит к тому, что человек не довольствуется традицией, он должен посредством размышления, рациональной аргументации убедиться в истинности своей цели.
Убеждение демоса с помощью красноречия было основным способом формирования политики и управления. Именно этому искусству и учили софисты. Нельзя точно сказать, допускали ли софисты существование истинного, естественного закона общества как продолжения фюзиса, но они потратили много усилий на обоснование искусственности и условности тех законов, по которым живут люди.
Номос, в отличие от фюзиса, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми. Отсюда вытекает, что полис и его устройство являются результатом политического искусства людей .
Но что лежит в основе договора людей? Законы могут быть либо совершенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.