1. Юридический статус собственности. Организация труда и распределения. Знание и образование.
2. Принципы политической организации общества.
3. Право и правосудие в идеальных коммунистических государствах.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правопонимание Н. Макиавелли».
Номер задания по практикуму: 107-110.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 29-28.
Семинарское занятие 6 по теме 6: «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII в.» - 2 часа.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Гуго Гроция, Джона Локка, Томаса Гоббса и Бенедикта Спинозы.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ
6. Особенности естественно-правовой теории в концепции Гроция.
7. Происхождение государства, его цели и задачи. Определение государства.
8. Естественное и положительное право.
9. Законность в государстве и гарантии ее соблюдения.
10. Международно-правовые взгляды Гроция.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ДЖОНА ЛОККА.
5. Происхождение частной собственности и государства.
|
|
6. Политическая и гражданская свобода.
7. Учение о законах и законности. Характеристика законодательной деятельности.
8. Условия, необходимые для реализации права народа на оказание сопротивления законной власти.
В. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса. «Левиафан»
Г. Политико – правовые идеи Б. Спинозы.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Теория разделения властей и ее особенности в учении Дж. Локка».
Номер задания по практикуму: 121-125.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 29-38.
Семинарское занятие 7 по теме 7 «Политические и правовые учения в России в период образования единого суверенного государства, формирование сословно-представительной и абсолютной монархии (вторая половина XIV-XVII вв.) – 2 часа.
Цели и задачи:
Вопросы к обсуждению:
1. Особенность политико-правовых учений в России.
2. Доктрина «Москва – Третий Рим».
3. Политико-правовые взгляды «иосифлян» и «нестяжателей».
4. Общая характеристика развития политико-правовой системы России к. XVI – XVII вв.
5. Политико-правовые концепции к. XVI в. – н. XVII вв.
6. Воззрения Аввакума на государство и право.
7. Политико-правовые идеи Ф. Карпова.
8. Программа государственных реформ И. Пересветова.
9. Иван IV (Грозный), А. Курбский, И.Тимофеев о правовом статусе власти.
10. Публицистика Смутного времени: «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание», «Извет», «Новая повесть».
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему « «Меркантилистские» социально-политические идеи А.Ордина-Нащокина, Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича»
|
|
Номер задания по практикуму: 25-29,39,129-133.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 39-55.
Семинарское занятие 8 по теме 8: «Политические и правовые учения во Франции в XVII в.» - 2 часа.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, М. Робеспьера.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ III МОНТЕСКЬЕ.
1. Концепция преддоговорного состояния и условия заключения договора об образовании государства.
2. Роль географического фактора в определении формы государства и качества законов в разных странах и у различных народов.
3. Политическая и гражданская свобода в понимании Ш. Монтескье.
4. Лучшая для Франции форма правления.
Б.РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Ж.-Ж. РУССО
6. Три степени происхождения неравенства.
7. Критика тиранических (деспотических) политических режимов.
8. Учение об общественном договоре.
9. Идеальная республика: социальное и политическое устройство. Роль государства в жизни граждан республики.
10. Правопонимание. Классификация законов.
В.ПРИНЦИПЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЙ В ТЕОРИИ М. РОБЕСПЬЕРА.
8. Аргументация права народа на оказание сопротивления монархической власти.
9. Учение о политических правах. Принципы свободы печати.
10. Характеристика революционного правления.
11. «Деспотизм свободы» против врагов народа.
12. Особенности законности в революционном правлении. Революционное правосознание.
13. Преследование врагов народа и подозрительных. Роль революционных трибуналов.
14. Характеристики конституционного правления.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения о разделении властей Ш. Монтескье».
Номер задания по практикуму: 134-139.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 9 по теме 9 «Политические и правовые учения США периода борьбы за независимость» - 2 часа.
Цели и задачи: рассмотреть особенности развития политической и правовой мысли в США в период становления независимости.
Вопросы к обсуждению:
- Становление американской политико-правовой мысли.
- Особенности развития и идейно-теоретические истоки политико- правовой мысли в США.
- Политические и правовые взгляды "федералистов" и их отражение в учении А.Гамильтона. Воплощение его политических идей в Конституции 1787 г.
- Политические идеи Дж. Адамса.
- Политико-правовое учение Дж. Мэдисона и его реализация в Конституции США.
- Естественно-правовая доктрина Т. Джефферсона и политико-правовые идеи Декларации независимости.
- Политические и правовые взгляды Б. Франклина.
- Политико-правовые идеи Т. Пейна.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему « Идеи пуританских политических мыслителей в США»
Номера задания по практикуму: 46,47,140.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 10 по теме 10: «Политические и правовые учения в Германии (XVIII-первая половина XIX в.)» - 2 часа.
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса.
Вопросы к обсуждению:
А.ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ И. КАНТА
1. Категорические императивы: условные и безусловные.
2. Правопонимание. Взаимодействие категорических императивов с правовыми нормами.
3. Конституционная монархия как республиканская форма.
4. Учение о вечном мире и этапах его достижения.
Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ.
1. Концепция происхождения государства.
2. Стадии развития права.
3. Учение о преступлении и наказании.
4. Категории нравственности: семья, гражданское общество и государство.
5. Учение о разделении властей и конституционной монархии как наилучшей форме реализации.
В.УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА О ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И РЕВОЛЮЦИИ.
|
|
1. Концепция происхождения государства.
2. Определение сущности государства и права.
3. Учение о революции и ее стадиях.
4. Диктатура пролетариата как власть переходного от капитализма к коммунизму периода.
5. Теория двухфазового развития коммунистической формации.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности учения И. Канта о разделении властей».
Номер задания по практикуму: 141-145.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 11 по теме 11: «Политические и правовые учения в Европе в период упрочнения капитализма» - 2 часа.
Цели и задачи: изучение характерных черт политических и правовых учений в Европе в период упрочения капитализма
Вопросы к обсуждению:
1. Западноевропейский либерализм первой половины ХIХ в.
1.1. Английский либерализм. И. Бентам, Дж. Милль.
1.2. Либерализм во Франции. Б. Констан, А. Токвиль.
2. Основные направления развития политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине ХIХ в.
2.1. Европейский либерализм.
2.2. Консерватизм.
2.3.Социализм.
3. Европейская политико-правовая мысль второй половины ХIХ в.
3.1. Позитивизм и развитие политико-правовых взглядов. Г. Спенсер, Л. Гумплович.
Неокантианское учение о праве. Ф. Штаммлер.
Политико-правовые взгляды Ф. Ницше.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения по вопросу «Общая характеристика политико-правовой мысли победившего промышленного капитализма».
Номера задания по практикуму: 51-55,146-161.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 56-67.
Семинарское занятие 12 по теме 12: «Политические и правовые учения в России (XIX в.)» - 4 часа.*
Цель и задачи: изучить политико-правовые взгляды М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, П.И.Пестеля, Н.М.Муравьева.
Вопросы к обсуждению:
А.ПЛАН ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО.
Происхождение государства.
Цели и задачи государства.
План государственных преобразований 1809 г.: форма правления, государственное устройство.
Критика крепостного права: проект его ликвидации.
|
|
Проект социальной организации общества.
Б.ПРОЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В УЧЕНИИ Н.М. КАРАМЗИНА
7. Проекты реформирования российского самодержавия.
8. «Самодержавие – Палладиум России».
9. Представление о разделении властей.
10. Сословная организация российского общества.
11. Отношение к крепостному праву и предложения по его ограничению.
12. План развития образования России.
В.«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ.
5. Желательная для России форма правления и государственного устройства.
6. Отмена крепостного права и ее условия. Режим землевладения.
7. Пути и средства преобразований.
8. Революционное правление и его характеристика.
Г.ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ Н.М. МУРАВЬЕВА.
5. Форма правления, государственное устройство и политический режим по проектам Н.М. Муравьева.
6. Принципы организации местной (державной) власти.
7. Условия ликвидации крепостного права и сословных привилегий.
8. Пути и средства достижения конституционных преобразований в России.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Проблема крепостного права в трудах реформаторов первой четверти XIX века».
Номер задания по практикуму: 162-170.
Источники:
- обязательные: 1-6;
- дополнительные: 68-75.
Семинарское занятие 13 по теме 13: «Возникновение и развитие марксистского учения» - 2часа.
Цели и задачи: изучить становление и развития марксистской идеологии.
Вопросы к обсуждению:
- Формирование марксизма как отражение устремлений пролетариата в период промышленного развития капитализма.
- Социально-экономическая формация. Причины и закономерности их смены.
- Классовая борьба и ее роль в общественно-политическом и государственно-правовом развитии,
- К.Маркс и Ф.Энгельс о причинах, сущности и функциях государства.
- Революция и эволюция как пути развития государственно-организованного общества. Определение и сущность права.
- Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и их место в политических и правовых учениях современности.
Задания для самостоятельной работы: подготовка письменного сообщения по вопросу «Политические взгляды Ф.Энгельса».
Номера задания по практикуму: 173-182.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 76-79.
Семинарское занятие 14 по теме 14: «Основные направления современной политической и правовой мысли» - 4 часа.
Цели и задачи: рассмотреть и сравнить основные направления современной политико – правовой мысли.
Вопросы к обсуждению:
1. Основные течения политической и правовой мысли в ХХ в.
Либеральные политико-правовые доктрины. Неоконсерватизм.
Политико-правовые концепции социал-демократов.
Политико-правовая идеология национал-социализма.
2. Теория элит
2.1. Философско-социологическое основание теории элит.
2.2. Определяющая роль политики в общественной жизни. Государство и его место в политике.
2.3. Элита и власть. Элита и демократия.
Задания для самостоятельной работы: подготовка письменного сообщения по вопросу «Политические взгляды В.И.Ленина».
Номера задания по практикуму: 183-188.
Источники:
- обязательные:1-6;
- дополнительные: 80-90.