М 6.1. Какова роль США и Западной
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
ПОИСК ПУТЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И ИМПЕРСКОЙ СУБЦИВИЗАЦИИ.
КРИЗИС, КРУШЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ
И ПЕРСПЕКТИВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В.: ПРОБЛЕМА
9______________________________________,
Большинство современных ученых, несмотря на ведущиеся дискуссии, все же склонны выделять в современном мире 7—8 цивилизаций. Западная Европа и США образуют, соответственно, западную цивилизацию, сравнение значения которой в XX в. со значением других цивилизаций позволяет говорить о ее важнейшем, определяющем месте.
Последнее связано прежде всего с тем, что США и Западная Европа вступили в нынешнее столетие после завершения промышленного переворота, Когда там уже сформировалось современное индустриальное общество. Машинные технологии, достижения науки и техники определили безусловное превосходство Запада в сфере производства и мировой торговли. Незападные страны остались далеко позади. Лишь Япония предпринимала попытки догнать своих соперников.
В конце XX в. в мировой экономике произошли изменения, среди которых многие,связаны с «японским чудом» или феноменом ускоренного развития «азиатских драконов» — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня. Од-
нако западным странам все равно удалось сохранить свои позиции. Доля США И Западной Европы в промышленном производстве развитых стран к началу 90-х гг. составляла 78% (соответственно 34,3 и 43,7%), Японии — примерно 17%. Доля США и Западной Европы в валовом внутреннем продукте развитых стран превысила 78,5; Японии— 15,4%. Западные страны, безусловно, продолжают доминировать на рынке наукоемкой продукции. США — лидер в производстве ЭВМ, другой электронной техники, средств связи, ракетно-космической техники, приборов и контрольно-измерительной аппаратуры, новых химических материалов. Потесниться им пришлось в сфере торговли, где практически все западные страны (за исключением ФРГ) имеют дефицит торгового баланса, а также международного бизнеса, где в начале 90-х гг. задавала тон Япония и как кредитор, и как заемщик.
К началу XX в. завершился так называемый раздел мира. И в нем ведущее место принадлежало западным странам. Англия и Франция длительное время были обширными колониальными империями. Значительные территории захватили также Голландия, Бельгия, Германия, Италия. Стали на этот путь и США, но сделали они это позже, поэтому их владения намного уступали владениям соперников.
С окончания И мировой войны начался процесс распада колониальных империй, освобождения порабощенных народов. К концу столетия колоний, по существу, не осталось, но названные страны по-прежнему обладают серьезным влиянием на своих бывших «подопечных» в экономике, образовании, культуре.
В XX в. западные страны доминируют и в международных отношениях. После второй мировой войны безусловное лидерство в мировой политике перешло к США. Однако у них появился серьезный соперник в лице СССР, что позволило аналитикам говорить о «биполярности» в международной расстановке сил в 40—50-е гг.
В начале 60-х гг. Европа восстановила свои позиции в мировой политике, затем в качестве центров силы выступили Япония и Китай, что привело к образованию силового «пятицентрия» в 70—80-е гг. С учетом распада СССР и реального соотношения сил в начале 90-х гг. роль СШАпри участии западноевропейских союзников представляется бесспорно ведущей.
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
Говоря о месте западной цивилизации в истории XX в., нельзя не затронуть вопрос о ее военной мощи. В этом отношении США и Западная Европа превзошли другие страны. В послевоенный период только СССР и его союзники могли противостоять этой мощи и выступали в качестве противовеса.
Западная Европа на протяжении всего столетия являлась ареной гонки вооружений, военного противостояния разных блоков. Не случайно именно в Европе начались обе мировые войны. Однако в начале 90-х гг. здесь сложилась уникальная ситуация, связанная с распадом СССР и Организации Варшавского договора, которая позволила остановить накопление оружия и приступить к уничтожению его излишков. Думается, что в новых условиях западные страны могли бы стать гарантами мира на нашей планете.
В области науки и техники страны Западной Европы и США лидировали на протяжении всего столетия и сохраняют свои позиции по сей день.
Значительное влияние на мировую культуру в XX в. оказала культура западной цивилизации. До начала II мировой войны «законодателями мод» в литературе и искусстве выступали европейцы, и Западная Европа принимала паломников из разных уголков планеты, желавших прикоснуться к ее культурным сокровищам. После же окончания войны американская массовая культура развернула наступление по всему миру и завоевала лидирующие позиции. Влияние американского кино, литературы, телевидения, индустрии развлечений, спорта и т. п. ощущается повсеместно.
Таким образом, даже краткий обзор места западной цивилизации в истории XX в. позволяет говорить о том, что она выступала бесспорным лидером и оказала решающее влияние на ход событий в этом столетии.
И. М. Узпародов
6.2. Была ли дореволюционная
Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов»?
В оценке состояния России накануне революционных потрясений в литературе прослеживаются два основных подхода: традиционалистский и обновленческий. Первый исходит из признания отсталости страны, существования практически неразрешимых в рамках самодержавия социальных, культурных, национальных противоречий. Второй подход заключается в ориентации на признание России процветающей страной, естественное развитие которой по капиталистическому пути нарушил заговор революционеров. Точка зрения исследователей, пытающихся выйти за пределы этого круга идей и проанализировать историю Рос-сии XX в. на основе цивилизационного подхода, еще не получила широкого распространения.
Уровень культуры, образования, национальных отношений, достигнутый Россией к началу XX в., явно недостаточно отвечал потребностям буржуазного модернизаторского процесса. Относительный рост экономики, прежде всего промышленности и железнодорожного транспорта в конце XIX в. породил спрос на образованных граждан и усилил тягу к образованию в среде всех классов и сословий общества.
Правительство, опираясь на заметное поступление средств в государственный бюджет, резко увеличило ассигнования на эту сферу: с 1900 по 1915 г. более чем в 5 раз. Численность учеников в школах составила 8—9 млн человек, т. е. возросла вдвое. Главную роль стала играть светская школа в противовес церковно-приходскому образованию. В России было 1724 гимназии с 558 тыс. учащихся, 324 реальных училища с 95 тыс. учащихся, более 2000 специальных учебных заведений с 240 тыс. учащихся, 91 вуз со 130 тыс. студентов. Однако уровень образования изменился мало: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 человек, а в 1917 г. этот показатель составил 30 человек. Если во всех ведущих странах мира к началу XX в. действовали законы о всеобщем обучении, то в России подобные законы дебатировались в Государственной Думе, но так и не были приняты. Образование в целом носило со-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX и....
словный характер, причем дворянство, купечество, частично казачество имели привилегии в получении образования по сравнению с рабочими и крестьянами. Такой характер образования предопределил специфику развития русской культуры. Общепризнан подъем русской культуры на рубеже XIX—XX вв. («Серебряный век») и не подлежит сомнению ее мировой уровень. Однако эта культура носила по преимуществу элитарный характер, что только подчеркивало общую отсталость страны.
Оторванность русской интеллигенции от народа и ненависть трудящихся к носителям элитарной культуры стали питательной средой для развития в массах настроений нигилизма и анархизма, классовой ненависти, что проявилось в 1917 г. В рамках существовавшего политического и социально-экономического строя преодолеть пространство между культурной элитой и народом, обеспечить всеобщее образование не могли ни Дума, ни правительство. Глаза правительства В. Н. Коковцов говорил в одном из выступлений в Думе 1913 г., что никому не следует предъявлять требования о том, чтобы в течение 20 лет Россия могла догнать государства с вековой культурой, так как это невозможно!
Действительно, на огромной территории России имелись разительные противоречия в уровне образования между городом и деревней, между центром и национальными окраинами. Наличие народов с феодальными и патриархально-родовыми пережитками в полиэтническом образовании, именуемом Российской империей, обусловливало принципиальную невозможность ликвидации культурного отставания в ограниченные временные сроки в условиях самодержавия. Русские социал-демократы были убеждены не без оснований в том, что Россия была империей— «тюрьмой народов», которая систематически культивировала отношения национального неравенства, проводила политику насильственного русификаторства национальных культур и даже травила национальные меньшинства, в частности евреев.
В этих рассуждениях есть рациональное зерно, заключающееся в том, что действительно, часть народов была включена в империю насильно, а самодержавие в условиях назревания революции стремилось осуществлять принцип «разделяй и властвуй*, натравливая одни народы на другие, организуя черносотенные погромы, дело Бейлиса и т. д. Но в то же время имелась и другая тенденция в развитии Рос-
сии как сообщества наций. В силу своего геополитического евразийского положения Россия объективно выступала по отношению к окружающим ее народам как покровитель и защитник, сначала от набегов кочевников, затем от агрессии Османской империи и других стран. Это предопределило добровольный характер вхождения народов Украины, Грузии, Казахстана, ряда народов Северного Кавказа (кроме Чечни). В составе Российской империи Финляндское княжество пользовалось автономией, а на Северном Кавказе было установлено военно-народное управление, предполагавшее сохранение общественного строя местного населения, желавшего жить в соответствии с требованиями адата. Имперские связи были не только отношениями подчинения, но и сотрудничества. Многие народы в рамках такой империи были избавлены от крайностей деспотизма собственных правителей, им был обеспечен относительный динамизм общественного развития, условия для осознания европейской культурной идентичности, преодолевающей культурную замкнутость. Владимир Соловьев писал: «Россия больше, чем народ, она есть народ, собравший вокруг себя другие народы — империя, обнимающая семью народов».
Российская империя как страна второго эшелона развития капитализма сочетала в себе противоречивые тенденции в культуре и в национальных отношениях. Ее особенности, определяемые геополитическим положением на стыке европейской и восточной, азиатской цивилизаций, а также спецификой догоняющего типа развития, позволяют говорить о существовании в России если не цивилизации, то особой субцивилизации, отличающейся в целом и от Европы, и от Азии. Эту специфику давно заметил Н. А. Некрасов в своих хрестоматийных строках: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!»
И. Г. Кислицына
6.3. Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
В изучении становления и развития многопартийности России в начале XX в. присутствуют два подхода: через при-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
зму истории большевизма и через комплексное рассмотрение системы политических партий, социально-политических условий ее функционирования. Второй подход позволяет создать подлинно научную историю политических партий.
Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903— 1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах.
Наиболее интенсивно процесс образования партий разверЕгулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное основание функционированию многопартийной системы. В России возникло и в разное время существовало около 100 партий.
Типология многопартийной системы включала в себя такие основные типы партий:
— консервативные, выступавшие за сохранение само
державной системы;
— консервативные либералы «октябристского типа»;
— либералы, или конституционные демократы;
— неонародники;
— социал-демократы.
Консервативные партии были представлены «Союзом русского народа», Русской монархической партией, Всероссийским съездом земельных собственников, а также более мелкими монархическими организациями. Объединяющим центром консервативного течения являлся «Союз русского народа» — партия монархическая, националистическая, основная сила крайне правых сил. Это была массовая организация численностью до 400 тысяч членов. Социальный состав отличался разнородностью: помещики, духовенство, мелкая буржуазия, рабочие и др. Среди руководителей «Союза» были преподаватели, врачи, юристы, инженеры, ученые. Лидеры — А. И. Дубровин, Б. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков. Центральные издания — «Русское знамя», «Московские ведомости». В основе идеологии лежала формула «православие — самодержавие — народность». В политическом плане характерно выдвижение принципов абсолютной единоличной власти, национализм, антисемитизм. В аграрном вопросе крайне правые ограничивались требова-
кием продажи крестьянам пустующих государственных земель, развития аренды и улучшения кредита.
К консервативным либералам, правому флангу российского либерального движения относились «Союз 17 октября?, Партия правого порядка, Торгово-промышленная партия, Прогрессивно-экономическая партия и др. Ведущая партия этого направления — «Союз 17 октября» — сложилась в 1907 г. и насчитывала 75—-77 тысяч членов. По социальной природе «Союз 17 октября» был партией служилого дворянства и крупной, частично «одворяненной» торгово-промышленной и финансовой буржуазии, поддержки в широких массах города и деревни не имел. Лидеры — А. М. Гучков, М. В. Родзянко, Д. Б. Шипов. Печатные органы — «Голос Москвы», «Слово». Программа предусматривала сохранение единой, неделимой России, сильной конституционной монархии. Октябристы отстаивали реформистский путь, добивались уравнения крестьян с другими сословиями, облегчения выхода из общины, отчуждения за выкуп части помещичьих земель, допускали экономические стачки, профсоюзы.
Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась в 1905 г., была левым крылом российского либерализма. Близкими к ней были Партия демократических реформ, демократический Союз конституционалистов, Украинская либеральная партия, Польская прогрессивно-демократическая партия, Еврейская либеральная партия и др. Партия кадетов насчитывала 50—55 тысяч членов. В ее состав входил цвет русской интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средняя городская буржуазия, служащие, врачи и др. В период революции 1905—1907 гг. в местных организациях было много представителей «социальных низов». Лидеры — П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, В. Д. Набоков, братья Долгорукие. Основные издания — «Речь», «Вестник партии народной свободы». Программа предусматривала установление конституционной парламентской монархии, буржуазные свободы, 8-часовой рабочий день, право на стачки, профсоюзы, государственное страхование, свободу языков, вероисповедания, наделение малоземельных крестьян за счет государственных земель и отчужденной части помещичьих по рыночной цене..
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в,...
Неонародники были представлены Партией социалистов-революционеров (П. С.-Р.), трудовиками, армянской партией «Дашнакцутюн», Польской социалистической партией, Латышским социалистическим союзом, Еврейской социалистической рабочей партией (Серп) и др. Наиболее многочисленной и влиятельной была П. С.-Р. (эсеры). Организационно оформившись в 1902 г., в 1907 г. она насчитывала 65 тысяч человек. Пользовалась значительным влиянием среди крестьян, части рабочих, средних городских слоев, интеллигенции. Лидеры — П. А. Гершуни, В. М. Чернов, А. П. Гоц. Основные издания — «Революционная Россия», «Вестник русской революции», «Дело народа». Оставаясь приверженцами народнической идеи о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путем, эсеры внесли коррективы в эту доктрину, обусловленную изменениями в России и в мире к началу XX в. Программа П. С.-Р. включала установление демократической республики, всеобщее избирательное право, отделение церкви от государства, 8-часовой рабочий день, систему социального страхования, организацию профсоюзов. Оригинальность эсеровского социализма заключалась в программном положении социализации земли (ликвидация частной собственности на землю, пользование на уравнительных началах). Важное значение эсеры придавали террору.
К социал-демократам относились РСДРП, армянская партия «Гнчак», социал-демократические партии Литвы, Финляндии, Украины, Бунд, Поалей-Цион. Ведущей среди них была РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), сформировавшаяся в 1898—1903 гг. на базе марксистских организаций. Численность к весне 1903 г. — 25,6 тысячи членов. В 1906 г. в партию влились польские, литовские, латышские социал-демократы, Бунд и ее численность составила около 100 тысяч. РСДРП отличалась мошной разветвленной сетью в губерниях. В организационном плане для партии характерна большая связь с городскими социальными структурами, чем с крестьянами. Лидеры партии — Г В. Плеханов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов. Программа предусматривала низвержение самодержавия, созыв Учредительного Собрания, установление демократической республики, обеспечение демократических свобод, уничтожение сословий, право наций на самоопределение, широкую автономию, всеобщее вооружение народа, отде-
ление церкви от государства. Особо выдвигались требования, направленные на защиту интересов рабочих и крестьян. После 1903 г. произошел раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков («мягких марксистов»).
Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующие:
— ни помещики, ни деловая торгово-промышленная
буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «сво
их», адекватно выражавших их интересы партий;
— не было правительственной (в западном понимании)
партии, поскольку Совет Министров назначался не
Думой, а лично царем и все российские партии в той
или иной мере находились в оппозиции правитель
ству, критикуя его политику либо слева, либо справа;
— ни одна российская политическая партия до февра
ля 1917 г. не прошла испытания властью;
— слабым местом политической системы России нача
ла XX в. был механизм функционирования многих
партий (нелегальный или полулегальный);
— в Государственной Думе были представлены далеко
не все партии, особенно национальные;
— крестьянская Россия и' российская «глубинка» была
слабо охвачена процессом партийно-политического
строительства, который шел в основном в админист
ративных и промышленных центрах страны.
Н. В. Старикова
6.4. Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907гп?
В отечественной историографии длительное время доминировала ленинская оценка революции 1905—1907 гг. как «генеральной репетиции Октябрьской революции», которая ставила в центр внимания позиции большевистской партии. На современном этапе развились точки зрения, отрицающие ведущую роль в этой революции каких-либо партий и движений и рассматривающие ее как столкновение демократических и антидемократических сил в российском обществе в условиях кризиса государственной
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
власти. Ряд авторов видит сущность революции в деятельности революционно-террористических организаций, выполнявших заказ неких наднациональных сил и срывавших правительственный реформаторский курс. В литературе распространилось мнение о том, что конец революции не означал ее поражения в полном объеме.
Революции в России в начале XX в. были обусловлены комплексом причин объективного и субъективного характера. Непоследовательность реформ 60—70-х гг., реакционные контрреформы 80-х гг., экономический кризис и поражение в русско-японской войне 1904 г. создали необходимые социально-политические предпосылки для революционного взрыва. В стране обострялись противоречия между полуфеодальными структурами (самодержавие, сословный строй, помещичье землевладение и др.) и новейшими нормами организации промышленности и финансового капитала. Традиционная духовная отчужденность социальных низов и элитарных слоев общества достигала пиковых значений. В этих условиях революционная ликвидация застарелых пережитков феодализма составляла объективно главную задачу всех прогрессивных сил общества.
В отличие от стран Западной Европы, где эта цель была достигнута в XVII—XVIII вв., в России решение проблемы проходило в период формирования империалистических отношений, что привело к образованию не двух, а трех политических лагерей: реакционного правительственного, либерально-буржуазного и революционно-демократического. Интересы 14 миллионов рабочих и более чем 100 миллионов крестьян представляли в основном партии социал-демократов и социалистов-революционеров. Либеральные течения способствовали формированию революционного сознания прежде всего интеллигенции и средних слоев города.
Начавшаяся после расстрела царскими войсками мирного шествия рабочих 9 января 1905 г., революция была в значительной мере народным стихийным движением, которому партии пытались придать организованный характер и нужную им направленность. На первом этапе революции с января по декабрь 1905 г. шел подъем революционного процесса, выражавшийся в росте стачечного движения, стихийном создании Советов рабочих депутатов — прообраза грядущей власти, первых столкновениях с властями. Съезды политических партий и движений определяли свою так-
тику в соответствии с пониманием задач и характера революции. Самая радикальная — большевистская партия на своем III съезде впервые поставила задачу перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую как возможный итог революции. Результатом напора масс стали уступки самодержавия, прежде всего Манифест 17 октября 1905 г., в котором были впервые провозглашены права и политические свободы граждан, а также созыв Государственной Думы — первого русского парламента. Кульминацией первого этапа революции принято считать произошедшие в ряде городов — Москве, Сормове, Ростове-на-Дону и других вооруженные восстания рабочих, подавленных в крови. Баррикадные бои сменились расстрелами, карательными экспедициями и военно-полевыми судами. Начался настоящий государственный террор, временно остановивший революционный процесс.
С начала 1906 г. по июнь 1907 г. происходил постепенный спад революционного движения, сокращение количества стачек и числа бастующих. Вооруженные выступления (Свеаборг, Кронштадт) носили спорадический характер. Либеральные партии сочли революцию законченной и сосредоточились целиком на парламентской деятельности, пытаясь решить аграрные и национальные проблемы. Левые партии продолжали поиск путей активизации революционного процесса, бойкотировали I Государственную Думу, но благоприятное для них время прошло. Конец революции традиционно относится к 3 июня 1907 г., когда была разогнана «левая» II Государственная Дума, арестованы социал-демократические депутаты, издан вопреки гарантиям Манифеста 17 октября 1905 г.- новый избирательный закон, искусственно обеспечивающий правым партиям гарантированное большинство в новых государственных думах. С приходом в правительство П. А. Столыпина самодержавие начало осуществлять умеренный реформаторский курс, рассчитывая снять остроту социальных проблем в стране. В стране утвердился политический режим, получивший название «столыпинский бонапартизм», лавирующий между основными политическими силами общества и пытающийся на этой основе провести умеренные реформы, обеспечивающие сохранение существующего строя в неприкосновенном виде. Реформистские подвижки сочетались с террористическим преследованием революционеров,
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
запретом и ограничением рабочего движения и профсоюзов, реакционным наступлением на права и свободы граждан в целом.
Однако, фиксируя поражение революционных сил, нельзя считать, что революция в целом прошла для России даром. Несмотря на реакцию и террор столыпинского режима, был сохранен первый русский парламент, легально действовали буржуазные партии и профсоюзные организации, не были ликвидированы официально политические права и свободы. Правительство отменило выкупные платежи крестьян, начало аграрную реформу. Под воздействием революции Россия де-факто стала своеобразным «полусамодержавием». Хотя в России по-прежнему отсутствовала Конституция, однако самодержец Николай II был вынужден считаться с мнением партий и движений, с Государственной Думой. Россия сделала большой шаг на пути превращения ее в более современную конституционную монархию, что при наличии квалифицированного высшего политического руководства могло положить начало эволюционному развитию страны. Но поскольку этого не произошло, первая русская революция 1905—1907 гг. заняла свое место в истории главным образом как Пролог великих революционных катаклизмов 1917 г.
С. Л. Кислицын
6.5. Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
Этот вопрос вызван как стремлением на основе исторического опыта лучше понять роль и место Государственной Думы в современной России, так и не вполне верными суждениями некоторых авторов о больших возможностях, которые открывались перед этим представительным учреждением в деле политического переустройства Российской империи.
Действительная история существования четырех государственных дум в начале-ХХ в. не дает оснований для подобных выводов. Брошенная премьер-министром Коковцовым при открытии III Государственной Думы фраза: «Слава богу, у нас нет парламента!» — довольно точно отражала реальное положение дел.
С самого начала деятельности Думы правительство старалось придать ей только законосовещательный характер, нисколько не нарушающий прерогатив самодержавной власти. В высочайшем Указе от 10 февраля 1906 г. «О составе и устройстве Государственной Думы» было сказано, что все принятые Думой законопроекты должны проходить предварительное обсуждение в Государственном Совете, состоящем из доверенных царю лиц, и утверждаться императором. В принятом накануне открытия I Думы «Своде основных государственных законов» дополнительно разъяснялось, что вся полнота исполнительной власти по-прежнему принадлежит царю. Только он мог назначать и смещать министров, проводить внешнюю политику государства, осуществлять руководство армией и полицией, объявлять войну и заключать мир, вводить в любой местности военное и чрезвычайное положение. На долю Государственной Думы оставалось, таким образом, лишь обсуждение своих или предложенных правительством законопроектов, утверждение государственного бюджета да депутатские запросы по поводу различных правительственных злоупотреблений.
Правда, согласно Манифесту от 17 октября 1905 года ни один закон не мог вступить в силу без согласия Думы, что должно было обеспечить контроль общественности за действиями правительства. Однако правительство и здесь нашло возможность урезать эти полномочия Думы. В «Свод основных государственных законов» был включен особый 87-й параграф, который давал царю право на время распускать Думу и издавать нужные ему законы в перерыве между ее сессиями.
Возможность повлиять на утверждение государственного бюджета тоже мало что давала думской оппозиции, так как правительство могло истребовать необходимые ему средства в размере прошлогоднего бюджета. Следовательно, остается признать, что наиболее действенным средством давления на правительство являлись выступления депутатов и депутатские запросы по поводу неправомерных правительственных решений, на которые царским министрам зачастую было трудно дать удовлетворительный ответ.
Поэтому предметом особой заботы правительства стало стремление сформировать приемлемый для себя состав депутатского корпуса. С этой целью была создана сложная система многоступенчатых и неравноправных для различ-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
ных категорий населения выборов в Государственную Думу. Однако при выборах в первую и вторую Государственную Думы правительство допустило серьезный просчет, проявив беспечность в организации выборов и понадеявшись на монархические иллюзии крестьянства. В результате оно получило крайне «беспокойные» для себя I и II Думы, которые пришлось разогнать силой. Умудренная печальным опытом, царская бюрократия организовала выборы в третью и четвертую Государственные Думы по новому «бесстыжему* избирательному закону, который однозначно отдавал преимущество крупным земельным собственникам при прямом правительственном давлении на избирателей.
Но отношения правительства с подобным образом созванными думами тоже оказались далекими от идиллических. Только два раза, в начале деятельности III Государственной Думы и в начальный период мировой войны, было какое-то подобие согласия между правительством и думским большинством. По мере же обострения ситуации в стране думская оппозиция все настойчивее требовала от царя согласия на создание министерства, ответственного не только перед ним, но и перед Думой. Или хотя бы на назначение на министерские посты лиц, пользующихся доверием в обществе. Только такой шаг императора мог способствовать постепенному превращению Думы в настоящий парламент и усилить его влияние на политическую жизнь страны.
Однако Николай II и мысли не допускал о подобном ущемлении своей власти. Он все более переходил к «вотчинной системе управления», назначая на высшие государственные посты лично преданных себе людей, не считаясь с мнением Думы, отвергая все ее попытки выйти за пределы своих полномочий. Даже с ограниченными правами Государственная Дума была уже неугодна царю и его министрам. Еще до войны, 18 октября 1913 г. Николай II подписал два указа, согласно которым правительство в любой момент могло распустить очередную Думу и создать вместо нее «простое законосовещательное учреждение», способное лишь высказывать свое мнение по принимаемым правительством решениям.
Все эти факты свидетельствуют о том, что вплоть до крушения старой России в ней не было ни настоящего парламента, ни настоящей конституции, ведь «Манифест», чьи
положения к тому же неоднократно попирались, был добровольным пожалованием царя. Эта неспособность самодержавия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима и гибели старой России.
В. А. Сущенко
6.6. Был ли возможен в России
просвещенный консерватизм?
Начало XX в. ознаменовалось для России историческим поворотом в ее политической судьбе. Опоздав с отменой крепостного права, она оказалась в роли догоняющего. Перестала быть опорой самодержавию церковь, еще более увеличилась пропасть между монархией и народом. Появившиеся в начале XX в. на российской политической сцене различные силы хотя и заявляли о своей приверженности демократическим реформам, все больше втягивались в межпартийную борьбу, что тормозило проведение реформ. Отдельные политические партии, признавая только революционный путь, сознательно шли на то, чтобы сорвать осуществление реформ.
Манифест 17 октября 1905 г. означал введение в стране конституционных начал. На фоне революционных выступлений набирала силу реформаторская тенденция, которая особенно ярко проявилась в деятельности П. А. Столыпина, бывшего председателем Совета Министров в 1906-1911 гг.
В советской историографии аграрная реформа Столыпина оценивалась как неудачная, о других его начинаниях не упоминалось, но зато активно использовались такие понятия, как «столыпинская реакция», «столыпинские галстуки», отражающие отдельные аспекты его политики.
Извечная российская проблема — аграрная — не была разрешена ни реформой 1861 г., ни революцией 1905— 1907 гг. Еще будучи губернатором Саратовской губернии, Столыпин в своем отчете царю за 1904 г. писал, что надо «дать выход энергии и инициативе лучших сил деревни». Став в июле 1906 г. премьер-министром, Столыпин объявил направления своей политики в подготовке важнейших за-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
конов: о свободе вероисповедания, об улучшении крестьянского землевладения, о преобразовании местных судов, о реформе высшей и средней школы и др. Первая Государственная Дума, просуществовав всего лишь 73 дня, была распущена, надежд на то, что новая Дума примет предлагаемые законы, было мало, и Столыпин воспользовался 87-й статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы в случае исключительных обстоятельств. 9 ноября 1906 г. был издан исторический указ, его дополняли законы 1909—1911 гг., разрешавшие крестьянам выход из общины по решению простого большинства, а не 2/3 общины, как было ранее, и закрепление в личную собственность общинной земли. Если хозяйство вышедшего из общины оставалось на территории села, оно называлось отрубом, если оно находилось за его пределами — хутором.
Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы: излишки сверх нормы душевого надела можно было получить по выкупным ценам 1861 г. Крестьянский банк помогал крестьянам в приобретении земель, продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков или принадлежавшие государству. Указ преследовал решение двух задач: создать в деревне крепкие крестьянские хозяйства на собственной земле и добиться подъема сельского хозяйства. Принятый III Государственной Думой 14 июня 1910 г. Указ стал законом.
Составной частью аграрной политики было массовое переселение крестьян на восточные окраины страны, что привело к увеличению населения Сибири с 8,2 млн жителей в 1897 г. до 14,5 млн в 1917 г.
Аграрная реформа Столыпина, направленная на разрушение общины, выбивала почву из-под эсеровской политики, делавшей ставку на общинное землепользование. Дочь Столыпина писала: «Проведением хуторской реформы... уничтожалась партия социал-революционеров. Поэтому понятно их стремление остановить реформу... Работа этой партии выражалась не только в агитации среди крестьян, часто благодаря этому противодействовавших проведению реформы, но и вообще искусной агитации против моего отца и устройстве постоянных на него покушений». Карательная политика Столыпина стимулировала ответную реакцию революционеров. На Столыпина было
совершено 11 покушений, в результате последнего реформатор при попустительстве власти был убит в Киеве 1 сентября 1911г. эсером Богровым.
Знаменательно и признание В. И. Ленина: «если столыпинская политика продержится действительно долго... тогда добросовестные марксисты прямо и открыто выкинут вовсе всякую «аграрную программу...», ибо после «решения» аграрного вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьезно экономические условия жизни крестьянских масс, быть не может».
Многие исследователи, особенно зарубежные, считают, что реформам Столыпина не хватило времени. За 10 лет только 2,5 млн крестьянских хозяйств вышли из общины, их земли составили 15% общей площади обрабатываемых земель. Но даже не все порвавшие с общиной стали отрубниками и хуторянами, многие уходили в город, общинная психология российского крестьянства была устойчива и сопротивлялась реформам.
Можно выделить три основные ошибки Столыпина — отсутствие продуманной политики в отношении рабочих, интенсивную русификацию нерусских народов, учреждение земств в западных губерниях. Эти просчеты, а также расправы над участниками революции лишили реформатора поддержки многих социальных слоев и политических партии страны. Но главная ошибка Столыпина в том, что аграрная реформа не затронула и не могла затронуть помещичье землевладение, так как самым крупным землевладельцем в России был царь, да и сам Столыпин был помещиком, свято охранявшим интересы своего класса.
Помимо этого субъективного фактора следует иметь в виду и глубинные объективные причины, обрекавшие на неуспех реформы в России. На протяжении длительного исторического развития в стране сложилось два социокультурных пространства, две субкультуры — правящей элиты и «безмолвствующего» большинства. Реформы, как правило, проводились сверху, без учета ментальности населения, его интересов, поэтому они и отторгались этим большинством, не приживались на российской почве.
По своим политическим взглядам Столыпин был консерватором — сторонником крепкой, самодержавной, просвещенной России. Не случайно на постаменте памятника П. А. Столыпину, открытого в Киеве через год после
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
его трагической гибели, были высечены слова: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» и «Твердо верю, что затеплившийся на западе России свет русской национальной идеи не погаснет и скоро озарит всю Россию». Трагедия Столыпина, а быть может, и всей России заключается в том, что просвещенный консерватизм оказался невостребованным самодержавием, фактически отказавшимся от продолжения реформ.
Р. Л. Шипилова
6. 7. Почему потерпела крах династия Романовых?
В последние годы под влиянием процессов обновления нашего общества заметно возрос интерес к изучению истории Февральской революции. Это прежде всего связано с оценкой Февраля, которая ранее господствовала в науке. Если в 20-е гг. день победы Февральской революции еще был «красным днем» в советском календаре, то в 30-е гг. сталинская школа фальсификации истории «закрыла» праздник. В 60-е гг. историческая наука начала выводить Февраль из полузабытья и становиться на путь его подлинного изучения. В современной историографии утверждается мнение, что Февраль 1917 г. — вторая русская революция, событие, которое следует считать эпохальным. С одной стороны, она подвела черту под многовековой историей русской и российской монархии, с другой — открыла путь для демократического развития России.
В июле 1914 г. разгорелась первая мировая война. После успехов 1914, отступление 1915 г. потрясло, всколыхнуло широкие массы, далекие от всякой политики. Экономика России и прежде всего ее наиболее слабые участки не выдерживали колоссальных нагрузок. В первые же недели войны начались перебои на транспорте.
Два с половиной года войны до предела обострили экономические, социальные и политические проблемы страны. К 1917 г. на военную службу было призвано 15 млн человек. В ходе боев погибло и умерло от ран около 1,5 млн солдат, около 2 млн было ранено и почти 3 млн оказались в плену, не считая 2,5 млн, которые были заняты работой,
необходимой для обороны, на заводах, железных дорогах, в шахтах.
Стоимость одного дня войны увеличилась в среднем с 10 млн руб. в 1914 г. до 40 млн руб. в 1916 г. С 1915 и особенно с 1916 г. в городах стала ощущаться нехватка продуктов. Была она вызвана не столько уменьшением производства продовольствия, сколько расстройством транспорта, инфляцией, а также нарушением эквивалентности товарообмена между городом и деревней, «забастовкой деревни». Цены на промышленные товары возросли вне всякой соразмерности с ростом цен на сельхозпродукты.
К осени 1916 г. тяготы войны ощущались всем населением России. Вопросы продовольствия и снабжения не только фронта, но и тыла, волновали все общество. Департамент полиции в ноябре 1916. г. свидетельствовал, что самый острый политический вопрос — это вопрос продовольственный. За два-три месяца (конец 1916 — начало 1917 г.) цены резко взметнулись вверх, особенно в центральных промышленных районах, которые питались за счет привозной продукции.
В условиях нарастания экономического кризиса были предприняты попытки полного государственного регулирования экономики: введены карточно-распределительная система выдачи продуктов, контроль государства за материально-техническим снабжением предприятий (в том числе частных) и распределением их продукции. В декабре 1916 г. была введена принудительная хлебная разверстка. Несмотря на все эти меры, обстановка обострялась. 17 января на заседании Совета Министров была представлена справка о финансовом и экономическом положении России. В ней отмечалось, что резко сократилось промышленное производство, сбор хлеба снизился на 50%, в четыре раза — с 8,5 млрд руб. до 33,5 млрд руб. — вырос государственный долг. Курс рубля на внутреннем рынке упал до 27 копеек. Потребление рабочих в 1916 г. при росте номинальной зарплаты составляло менее 60% довоенного уровня. Заготовленный хлеб лежал на складах в глубине страны.
Особенно критическим было положение в Петрограде, Москве, а также в Центрально-Промышленном и Северо-Западном районах. К концу 1916 г. Россия подошла к новой революции. Резко возрос размах беспорядков среди рабочих. И если в 1916 г. по всей стране прошли 243 поли-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX я....
тические забастовки, то за два первые месяца 1917 г. их было 1140. Число дезертиров составляло в 1916 г. 1,5 млн человек. МВД делался вывод, что большинство давно стало в непримиримую оппозицию к правительству.
Процесс формирования всенародной общенациональной оппозиции самодержавию проходил на двух уровнях: сверху и снизу. Сверху шло соединение на уровне основных политических структур достаточно разнородных сил на базе неприятия самодержавного режима. Снизу — объединение масс, и прежде Есего населения столицы и Петроградского гарнизона, ставших впоследствии решающей силой Февральской революции.
Жизнеспособность Российской империи подрывали бюрократизм и неэффективность государственного аппарата. Назначение и пребывание в должности главы правительства и министров зависели исключительно от благоволения Николая II и императрицы, т. е. существовал сугубо частный, «приватный» подбор придворных людей для аппарата власти.
В то же время резко усилилась оппозиционность царизму либеральных партии и групп и даже отдельных традиционалистов. «Прогрессивный блок» настойчиво требовал от царя учредить «кабинет общественного доверия». В стенах Государственной Думы велась критика в адрес правительства.
Поддержка Николаем II одиозной фигуры Распутина и упорное нежелание пойти на уступки оппозиции породили конфликт даже внутри императорской фамилии. Семейный совет великих князей при поддержке матери паря Марии Федоровны просил Николая II «даровать пока не поздно конституцию или министерство доверия, отстранить наиболее скомпрометировавших себя министров», но все было безрезультатно.
Убийство Распутина не достигло поставленной цели. Курс оставался неизменным. Николай не решался провести контрреформы, которые свели бы на нет нововведения начала века. В целом правительственный курс можно охарактеризовать как попытку политического маневрирования между правыми кругами и буржуазно-дворянской оппозицией с креном вправо. I
Выиграть время до конца войны — это было главным. Победа, считал Николай, поднимет патриотический дух,
изменит ситуацию. Поэтому, не доверявший либералам, он вынашивал идею роспуска Думы.
А в обществе все большее количество людей приходило к выводу, что дело было не в Распутине, а в самом Николае II. Результатом стало стремительное падение престижа власти.
Отчаявшись добиться желаемых изменений с помощью парламентских легальных методов, лидер октябристов А. И. Гучков начал вынашивать идею заговора против Николая с целью добиться конституционной монархии. Но этот план остался неосуществленным.
В начале 1917 г. большая часть руководства кадетской партии все еще надеялась на компромисс с царем и правительством, используя думское давление. Другая часть либерально-оппозиционного лагеря по-прежнему пыталась использовать для воздействия на Николая резолюции дворянства, членов императорской фамилии, личные контакты.
Но сил для реформирования правящего режима у либеральной оппозиции не хватало, а очевидная неспособность правящего режима успешно вести военные действия, навести элементарный порядок в тылу вызывали тревогу в обществе. Полицейские донесения сообщали, что идея всеобщей забастовки со дня на день приобретает новых сторонников и становится такой же популярной, какой была в 1905 г.
Все углубляющийся кризис привел к стихийно оформившемуся стремлению покончить с самодержавием. В этих условиях к началу 1917 г. оживилась деятельность социалистических партий.
Безотрадность внутренней политики стала тяготить всех и каждого. Это привело к тому, что случилось так неожиданно и быстро в конце февраля. Как и следовало ожидать, проявление народного недовольства прорвалось на экономической линии. 23 февраля в Петрограде начались волнения, в России разразилась Февральская резолюция. Она началась стихийно, не будучи результатом целенаправленного руководства партийных центров.
События февральских дней привели к полному и тотальг ному крушению многовековой российской монархии.
И. Г. Брызгалова
11. За< 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
6.5. Каковы причины первой мировой войны?
Существуют различные мнения о причине I мировой войны. Так, русский философ Л. Карсавин отрицал саму постановку проблемы причинности I мировой войны как ненаучную. Швейцарский психолог К. Юнг считал, что с момента начала войны мир пребывает в состоянии шизофрении.
В отечественной историографии безоговорочно доминировала ленинская концепция. Суть ее состояла в том, что I мировая война— это империалистическая, захватническая война между двумя враждебными группировками капиталистических держав — германо-австрийским блоком и Антантой — за передел уже поделенного мира, перераспределение колоний, рынков сбыта, сфер влияния и приложения капиталов, за порабощение других народов.
В германской буржуазной историографии широкое распространение получила точка зрения, в которой внешняя политика Германии изображалась как ответная реакция на враждебную политику стран Тройственного согласия, осуществляющих ее «окружение^. В связи с этим отрицаются захватнические цели Германии в мировой войне, подчеркивается доброжелательность и честность германской дипломатии, коварство и вероломство России.
В британской и французской историографии также обнаруживается стремление возложить главную ответственность за развязывание военного конфликта наряду с Германией на Россию. В связи с этим предпринимается попытка затушевать англо-германские и франко-германские противоречия. Подчеркивая оборонительный характер внешней политики Антанты, буржуазные историки акцентируют внимание на экспансии царизма на Балканах, на Ближнем и Среднем Зостоке.
Балканы накануне войны действительно превратились в один из самых опасных очагов международной напряженности. Австро-германская экспансия на Балканах, стремление Германии подчинить своему влиянию Турцию и утвердиться в районе черноморских проливов резко обострили русско-германские противоречия, заставили царизм
отойти от политики лавирования между блоками и принять ориентацию на англо-французскую Антанту. Летом 1914 г. именно Германии было выгодно начать войну, поскольку русская армия и флот к ней еще не были готовы (А. Зайонч-ковский). Германия взяла курс на войну еще осенью 1913 г., закончив реорганизацию своей армии. Окончательное решение о войне было принято на секретных совещаниях германского императора с австро-венгерским престолонаследником в октябре 1913 г. и в июне 1914 г.
Военному противоборству Германии и России предшествовало противостояние немецкого и российского империализма на экономической основе.
Главной причиной мировой войны, как это убедительно доказано в исторической литературе, стали противоречия между державами Антанты и Центральной коалицией, прежде всего между Англией и Германией. Но налицо были и другие противоречия, которые также оказывали влияние на ход войны — противоречия между Германией и Австро-Венгрией, Австро-Венгрией и Болгарией, Россией и Англией, Россией и Францией, и т. д.
В советской литературе проблема проливов освещалась без учета конкретно-исторических условий и характера отношений между великими державами. Большинство историков, опираясь на известный ленинский тезис о том, что целью царизма был захват черноморских проливов, не учитывало, что имелась в виду конечная цель царизма в войне, но не отдельные этапы его политики, когда царское правительство вносило в нее значительные коррективы. Так, еще правительство П. А. Столыпина — С. Д. Сазонова взяло курс на союз с Турцией, поставив своей целью образование военно-политического блока балканских государств с включением в его состав Османской империи. Этого курса Россия придерживалась вплоть до ноября 1914 г., когда Турция вступила в войну на стороне Германии. После начала русско-турецкой войны захват проливов был скорее пропагандистским лозунгом, чем практическим действием: для его осуществления у Черноморского флота не было достаточных военно-морских сил. Кроме того, Россия не спешила с выполнением этой задачи, не желая осложнения отношений с союзниками, которые не горели желанием уступить проливы России, и с причерноморскими странами — Румынией, Болгарией, Грецией, объявившими 11*
История России в вопросах и ответах
нейтралитет. Болгария и Греция сами претендовали на проливы. Осенью 1915 и 1916 г., после поражения русских войск на Восточном фронте, царскому правительству вообще было не до проливов. В конце 1916 г. Англия и Франция пообещали было России проливы в обмен на активизацию ее военных действий, но согласились лишь на их интернализацию, что не входило в планы царского правительства.
Было бы ошибкой, однако, впадать и в другую крайность, стремиться полностью обелить царизм, который преследовал в войне определенные цели.
Внешняя политика царизма проводилась в интересах помещиков и торгово-промышленной буржуазии, которых не устраивали сложившиеся отношения с Германией. Высокие таможенные тарифы, установленные Германией, вызывали сильное недовольство помещиков-экспортеров сельскохозяйственной продукции. Несомненно, огромную роль в экономической жизни России играли черноморские проливы, через которые осуществлялось до 90% всего сельскохозяйственного экспорта страны. Поэтому российский капитализм был заинтересован в освоении Россией главного торгового пути, лежащего через Босфор и Дарданеллы. Но Россия стремилась это сделать мирным дипломатическим путем. Россия не хотела войны не только с Турцией, но И с Германией и с Австро-Венгрией и все-таки вступила в нее. Причины такого феномена заслуживают специального рассмотрения.
В связи с этим сажным является вопрос о «славянском единстве». Именно под этим лозунгом вступила в войну Россия, заявившая о намерении защищать Сербию и Черногорию, подвергшиеся нападению со стороны Австро-Венгрии, а затем Германии, Турции, Болгарии. На этих позициях стояли все без исключения политические партии и общественные организации России — от крайне левых до крайне правых. Борьба сербского и черногорского народов за свою независимость считалась справедливой и пользовалась всеобщей поддержкой. Лозунг «славянского единства» объединял силы России, Сербии и Черногории в борьбе против германской агрессии.
Наряду с традиционным пониманием причин первой мировой войны в последнее время в литературе складыва-
Раздел 6. Россия в начале XX в....
ется цивилизационный подход. В рамках этого подхода выделяют несколько групп причин.
Первая группа причин первой мировой войны носит общеисторический характер. Это прежде всего межцивилиза-ционная борьба и сотрудничество за доминирующий тип развития. Все цивилизации на определенном этапе развития имеют тенденцию к экспансии — территориальному, военно-политическому, социокультурному расширению. В силу геоисторических особенностей в этом процессе к началу XX в. преуспевали: Германия, Австро-Венгрия, Великобритания, Россия, Франция, Япония, Италия, США. Выходя за пределы своей этнической территории, вышеназванные страны создавали межнациональные государства, империи, состоящие из метрополий, колоний и завоеванных стран. Имперская экспансия великих держав в начале XX в. достигла крайних пределов и переросла в первый глобальный военно-политический конфликт между двумя их группировками.
В глобальном масштабе речь шла не только о межгосударственном соперничестве среди держав Антанты, и Тройственного союза. Суть конфликта составлял вопрос — по какому из двух реальных вариантов развития индустриального общества пойдет западная цивилизация в целом? По западноевропейскому (франко-англо-американскому) гражданско-правовому, либерально-демократическому? Или же по центрально-южноевропейскому (германо-австро-итальянскому)? Ответ в немалой степени зависел от позиции России, бурно развивающейся аграрно-индустриаль-ной державы. В силу своей геоисторической специфики, огромного размера Россия представляла собой еще один из вариантов развития: восточноевропейский (российский) военно-государственный, консервативно-монархический.
Разрешить эти глобальные межцивилизационные межимперские противоречия могла только мировая война, хотя фатальной неизбежности войны не существовало. Все зависело от позиций Еысшего военно-политического руководства ведущих держав, прежде всего Германии, Великобритании и Фракции.
В конце XIX — начале XX в. в Европе произошел переход от аграрного, традиционного, феодального общества к индустриальному, современному, буржуазному. Этот переход привел к коренным изменениям — особенно в социаль-
I
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX е....
но-демографической и военно-экономической сферах. На место конгломерата многочисленных народов и народностей пришли многочисленные буржуазные нации с соответствующими идеологиями и военно-государственными институтами. Началась длительная и широкомасштабная подготовка к общеевропейской войне. Основное бремя милитаризации приходилось на европейские державы (Австро-Венгрию, Германию, Италию, Россию и Францию), что тормозило их социально-экономическое развитие. В наиболее выигрышном положении оказались островные Великобритания, Япония и заокеанские США — особенно в случае затяжной общеевропейской войны, которая привела бы к ослаблению континентальных держав.
Важное место занимают традиционные межгосударственные и межрегиональные конфликты. Прежде всего — это многовековое соперничество между Францией и Германией на западе Европы из-за прирейнских левобережных провинций; между Австро-Венгрией и Россией на Балканах за турецкое наследство; между Россией и Германией в «польском вопросе»; между Германией И Великобританией за гегемонию на морях и в колониях. Причем если Австро-Венгрия стремилась к аннексии Балкан, то Россия придерживалась курса на поддержку независимых национальных государств на Балканах. Таким образом, вырисовывались реальные и потенциальные очаги межгосударственных войн в региональном масштабе. В случае вмешательства великих держав в региональный конфликт и срабатывания механизма межсоюзнических договоренностей война из региональной почти неизбежно становилась общеевропейской, а с присоединением к ней неевропейских государств — мировой. Отсутствие системы общеевропейской безопасности и раскол Европы на два враждебных военно-политических лагеря объективно способствовали развязыванию мировой войны.
Нельзя забывать и о субъективных причинах. Решающую роль при этом сыграла победа «партий войны* в правящих кругах западных держав (прежде всего Германии, Великобритании, Австро-Венгрии и Франции), где верх одержали наиболее экстремистские круги. Ими и было принято решение, что настал самый Подходящий момент для выявления военно-силовым путем того, кому принадлежит гегемония в Европе.
В целом, субъективные причины явились своеобразным преломлением в национальном сознании населения великих держав всей совокупности объективных условий.
Н. А. Рыжкова
6.9. Какое участие принимала Россия в первой мировой войне?
Первая мировая война была вызвана обострением коренных противоречий между крупными капиталистическими государствами. Эти противоречия возникали и нарастали на протяжении длительного времени и привели к образованию враждебных коалиций: в 1882 г. Тройственного союза — Германии, Австро-Венгрии, Италии, в 1907 г. Антанты (Тройственного согласия) — Англия, Франция, Россия. Война началась между 8 государствами. Со временем ею были охвачены 30 государств.
Поводом для войны послужило убийство сербскими националистами в конце июня 1914 г. в Сараеве наследника австро-венгерского престола. Начался июльский кризис, который явился последним этапом в ее развязывании. Австро-Венгрия, поддержанная Германией, решила воспользоваться этим конфликтом для нападения на Сербию. Россия стремилась уладить конфликт мирным путем. Обширную программу модернизации армии и создания современного военно-морского флота планировалось завершить лишь к концу 1917 г. Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии, все пункты которого были оскорбительны для Сербии как суверенного государства. Сербия приняла все пункты ультиматума за исключением права проведения расследования австрийскими властями сараевского убийства на ее территории. Австро-Венгрия признала ответ неудовлетворительным и 15 июля 1914 г. объявила войну. 30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия объявила войну России, затем Франции. Начав наступление на Францию, Германия нарушила нейтралитет Бельгии, гарантом безопасности которой выступала Англия, объявившая 4 августа войну Германии. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Осенью 1915 г. Болгария выступила на стороне австро-германского блока. Россия, не
История России в вопросах и ответах
Раздел в. Россия в начале XX в....
желая возникновения фронта в Закавказье, готова была удовлетворить территориальные претензии Турции. Однако союзникам России было выгодно, чтобы Турция выступила на стороне Германии, что открывало перспективы расчленения Турецкой империи. Турция начала военные действия на Черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции.
В истории I