Международные отношения в независимой Африке
ЛЕКЦИЯ 50
Выводы
1. Главной проблемой стран Арабской Африки стало формирование после провозглашения независимости стабильных политических режимов. Либеральный режим утвердился лишь в Тунисе. В Ливии установилась диктатура М. Каддафи, в Судане власть захватили исламские фундаменталисты, обе страны в настоящее время поощряют деятельность международных террористов. В Алжире с 1990 г. военным с трудом удается сдержать натиск Исламского фронта спасения, фактически фундаменталистами развязана война против иноверцев. Лишь в Марокко сохраняется стабильный режим, но королевские власти решительно пресекают всякую оппозицию, умело играя на национальных чувствах населения.
2. В первые годы независимости в Тропической Африке был отмечен некоторый экономический рост, затем он прекратился, а в 1980-е гг. в экономике произошел резкий спад. Это повлекло за собой и упадок социальных систем, свертывание образования, здравоохранения, разрушение коммуникаций. Главная причина — в упоре на государственный сектор; это было повсеместным явлением в Черной Африке, что вело к неэффективности экономики. Ныне большинство африканских стран выживает только благодаря международной помощи, которая превышает 25 млрд. долл. в год. Лишь в 1990-е гг. в развитии африканской экономики появились некоторые позитивные тенденции.
|
|
3. Многие проблемы Тропической Африки проистекают из пестрого этнического состава и межплеменной розни. Именно это становится причиной многих внутренних конфликтов. Метрополиям не удалось закрепить в Африке институты парламентской демократии, вместо них возникли однопартийные диктатуры, обычным явлением стали военные перевороты.
4. В политической жизни Африки широко распространились насилие и тирания. Наиболее одиозные режимы были провозглашены полковником Бокассой в Центрально-Африканской Республике и Иди Амином в Уганде. Эти режимы творили такие чудовищные преступления, что до сих пор заставляют содрогнуться от ужаса многих.
5. Серьезную опасность таят в себе и попытка распространения в Африке разного рода теорий, проповедующих самобытность африканцев, и концепции негритюда, что по сути есть проявление расизма.
«Холодная война», как известно, наложила свой отпечаток на все регионы мира. Соперничество великих держав в сфере международных отношений распространилось и на Африку. Для СССР интерес представляли не столько экономические ресурсы и стратегическое положение африканских стран, сколько надежды найти союзников в историческом противостоянии империализму. Надежды подпитывались тем, что лидеры молодых африканских государств были антиколониалистами, т. е. должны были быть настроены против Запада.
|
|
Тем не менее ограниченность экономического потенциала не позволила СССР добиться значительных успехов. Его доля в общей помощи Африке составила менее 3%; в конце 1970-х гг. общий объем советской помощи Африке составлял лишь 0,02% ВНП СССР, что несравнимо с долей западных стран.
Первое крупное вмешательство в африканские дела СССР произошло в 1960 г., когда был поддержан П. Лумумба в Конго. После его гибели СССР подверг критике политику ООН и его Генерального секретаря Д. Хаммаршельда, угрожая односторонним военным вмешательством на стороне Антуана Гизенги, который поднял восстание в Восточной провинции. В конце концов дело закончилось переворотом, приходом к власти Мобуту и закрытием советского посольства в Конго.
Неудачными оказались и попытки направить первые независимые государства Ганы, Гвинеи и Мали Африки по «некапиталистическому пути» развития. Правительства этих стран уже в начале 60-х гг. стали сворачивать свои связи с СССР, убедившись, что Москву интересуют главным образом идеологические аспекты отношений.
Тем не менее СССР сохранял интерес к проблемам Африки. С 1965 г. в Москве стал расширяться Институт Африки, директором которого был назначен выдающийся ученый В.Г. Солодовников; уже к 1970 г. в составе института работали 350 научных сотрудников по всем направлениям африканистики. Созданный в Москве в I960 г. Университет Дружбы народов получил имя Патриса Лумумбы, почти половина обучающихся там иностранных студентов была из африканских стран.
Позднее поведение СССР в Африке стало более прагматичным. В 1967 г. уже обсуждались возможности оказания экономической помощи Нигерии, несмотря на антикоммунистический настрой ее руководства. В конце концов СССР предоставил Нигерии крупный кредит для создания сталелитейной промышленности и стал оказывать военную помощь правительству Якубу Говона во время гражданской войны (1967—1970). Нигерия расплачивалось наличными за все поставки. Ее нельзя было превратить в коммунистическую страну, но можно было попытаться сделать дружественной.
В Северной Африке СССР долгое время делал ставку на «социалистическую ориентацию». С этой целью оказывалась экономическая и военная помощь Египту. Так продолжалось до тех пор, пока президент Садат в 1972 г. не выслал 20 тыс. советских специалистов, а в 1976 г. окончательно не аннулировал Договор о дружбе, подписанный с СССР еще в 1971 г.
После свержения в Алжире в 1965 г. советского протеже — президента Ахмеда Бен Беллы — СССР пытался сохранить дружественные отношения с этой страной, поддерживая нового президента — Хуари Бумедьена. Но Алжир старался держаться равноудаленно от позиций как СССР, так и Запада, но и не отказывался от экономической помощи и от военных поставок, если их предлагали.
С энтузиазмом поддержал СССР и переворот в Судане в мае 1969 г., когда к власти пришел Д. Нимейри, тем более когда он ввел в состав правительства коммуниста Махджуба. В том же году осенью произошли военные перевороты в Сомали и Ливии. Их лидеры С. Барре и М. Каддафи также практиковали левую риторику, поэтому создавалось впечатление, что образовался блок четырех государств (с участием Египта). Но потом все стало быстро рушиться: уже в 1970 г. Д. Нимейри казнил Махджуба, ливийский диктатор М. Каддафи стал проповедовать свои теории, постепенно менялась ситуация в Египте.
Лишь Сомали оставались сферой влияния СССР. В 1972 г. состоялась поездка в Сомали министра обороны СССР А. Гречко, после чего стали быстро развиваться военные связи. К 1977 г. советская военная помощь Сомали достигала 250 млн. долл., в стране находилось военного оборудования на 1 млрд. долл. и свыше 2 тыс. советских военных советников. В 1974 г. СССР списал всю задолженность Сомали.
|
|
В Кении СССР потерпел неудачу в 1966 г., когда стал поставлять оружие в районы, находившиеся под контролем Огинги Одинги. Президент Джомо Кениата обвинил СССР в финансировании заговора против него, а О. Одингу в том, что он является коммунистическим агентом.
В сентябре 1974 г. в Эфиопии пал режим императора Хайле Селассие, и у СССР появилась возможность занять место США в этой стране. Правда, сотрудничество с Эфиопией могло бы испортить отношения СССР с Сомали, между этими двумя африканскими странами уже длительное время шел спор за пограничную область Огаден. Но СССР пошел на сближение с Эфиопией.
Когда в 1977 г. сомалийские войска перешли в наступление, угрожая захватить Огаден, СССР оказал Эфиопии экстренную помощь, перебросив по воздуху 550 танков, около 80 самолетов, сотни ракет и артиллерийских установок, а главное, перебросив туда кубинские войска, которые помогли эфиопам отразить наступление сомалийцев.
Таким образом, новый эфиопский режим во главе с Менгисту Хайле Мариамом смог устоять, но советское присутствие в Сомали было уничтожено. Эфиопия требовала все новой советской помощи, поскольку в Эритрее возникло движение за независимость. Обострились отношения режима с народом оромо, проживающим на юге, и с народом тыграи, проживающим на северо-западе страны. В результате экономические затраты на содержание просоветского режима в Эфиопии становились непомерными.
Интерес СССР к югу Африки стал проявляться во второй половине 1970-х гг. До этого военная помощь повстанческим движениям в Родезии, Намибии, в португальских колониях была минимальной. Крушение колониального господства Португалии в Африке вызвало крупные потрясения. В Мозамбике лидер ФРЕЛИМО Самора Машел создал было однопартийное государство с левой ориентацией, но вскоре против правительства выступило МНС, конфликт с которым вылился в долгую гражданскую войну.
|
|
Наиболее сложной оказалась ситуация в Анголе: там накануне провозглашения независимости в 1975 г. началась борьба между различными политическими организациями: МПЛА, ФНЛА и УНИТА. В октябре 1975 г. в эту борьбу вмешались южноафриканские войска, начавшие вторжение в Анголу и выступавшие на стороне УНИТА. Когда была провозглашена независимость в ноябре 1975 г., руководство МПЛА объявило себя Временным правительством страны, что сразу же было признано большинством африканских государств. Лидер МПЛА Агос-тиньо Нето обратился за помощью к СССР и Кубе. Кубинские войска стали прибывать в Анголу уже в ноябре 1975 г.; их общая численность вскоре составила 30 тыс. человек.
В Анголу были переброшены также большие партии советского оружия, прибыли советские военные и экономические советники, зачастили высшие военные чины. Так началось длительное противостояние с Западом, который в разразившейся гражданской войне оказывал помощь другим политическим силам.
Война в Анголе парализовала экономику и быстро привела к деградации всей страны, ее последствия сказываются до сих пор. Присутствие кубинских войск в Анголе закончилось лишь в 1991 г., когда они были выведены в соответствии с Браззавильским соглашением 1988 г.
Центром советского влияния в Южной Африке стало в 1976 г. посольство в Замбии, куда был направлен послом В.Г. Солодовников. Очевидно, под влиянием СССР режимы на Мадагаскаре, Коморских и Сейшельских островах обнаружили тенденцию «полевения». До 1976 г. ежегодная военная помощь СССР Африке составляла не более 350 млн. долларов, в 1977 г. она резко возросла до 1,5 млрд. долл., а в 1978 г. увеличилась еще на 1 млрд. долл..
Но экономический потенциал СССР был уже на пределе; вскоре его возможности воздействия на Африку резко сократились. Особенно явственно это обнаружилось в 1980-е гг.