Как и многие другие философские системы, китайская мысль пыталась дать ответ на вопрос, как возник мир и что он представляет, каково положение человека в космосе. В мифах процесс мироустройства описывался так: «В то время, когда земля и небо еще не отделились друг от друга, Вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился наш первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша, в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! - ничего не увидел: вокруг него был сплошной и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской…». Паньгу расколол яйцо, и «все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю <…> После того как Паньгу отделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпер головою небо. Так он и стоял, изменяясь вместе с ними… Прошло еще восемнадцать тысяч лет - небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а тело Паньгу выросло необычайно. Как высочайший столб стоял великан между небом и землей, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он, один-одинешенек, поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил за этой тяжелой работой, как прошли целые эпохи. Наконец, небо и земля стали достаточно прочными, и Паньгу мог более не опасаться, что они соединятся вновь, - ему ведь тоже надо было отдохнуть. В конце концов, он, подобно всем людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, туловище с руками и ногами - четырьмя сторонами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвой, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п. - блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, превратился в капли дождя и росу. Одним словом, Паньгу, умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным <…>. Люди произошли из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер развеял их повсюду» [15, с. 34-35]. Эта версия возвеличивает Паньгу, но ущемляет человеческую гордость, поэтому в более позднее время возникли рассказы, что люди были созданы небесными божествами. Что же касается императора, то он был сыном неба, поэтому его происхождение эти версии не рассматривают.
|
|
Таким образом, мир возник самостоятельно, источник его появления и развития - в нем самом; разделение земли и неба позволило появиться пустоте, заполненной впоследствии «тьмой вещей». Человек, исходя из этого, обязан познать волю неба и следовать ей; однако необходимо помнить, что надеяться нужно на себя, т.к. судьба каждого из нас творится нами же. Поэтому человек должен полностью нести ответственность за свои деяния.
|
|
Развитие мира регулировалось двумя противоположными началами. Небо, солнце, свет, сухость, активность, вершина ассоциировались с мужским началом - Ян; луна, темнота, влажность, низменность - с пассивным женским началом - Инь. Они взаимодополняли и обуславливали друг друга. «Все вещества носят в себе Инь и Ян, наполнены ци и образуют гармонию», - говорится в одном из трактатов. То есть, постоянно соединяясь и переходя друг в друга, эти принципы поддерживают порядок во вселенной. Мир представлен пятью началами: водой, огнем, деревом, металлом и землей. Свойство воды - быть мокрой и течь вниз, огня - гореть и подниматься вверх, дерева - поддаваться сгибанию и разгибанию, металла - подчиняться внешнему воздействию и изменяться, земли - принимать посев и давать урожай. Выделяют пять явлений природы: дождь, солнечное сияние, жару, холод и ветер. Причем указывается на зависимость между ними и прозорливостью, достойной поведения правителя, порядком в стране и мудростью главы государства. Тогда как «распущенность правителя символизируют непрекращающиеся дожди; ошибки - непрекращающееся солнечное сияние; ленность - непрекращающейся жарой, его неосмотрительная торопливость символизируется непрекращающимся холодом; глупость - непрекращающимся ветром» [13, с. 108].
Постепенно в рамках философии стало зарождаться представление о Дао (пути), безличном мировом законе, которому подчиняются природа и люди, поведение и мышление, им определяется естественный ход событий (Дао иногда сопоставляют с Логосом Гераклита). Это начало порождает «тьму вещей», бездействует, но тем самым делает все; Дао вечно, безымянно, пусто и неисчерпаемо. Познать Дао - постичь закон природы и соответствовать ему.
Количество направлений в ранний период развития философии было столь велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Были попытки классифицировать эти направления. Наиболее известная из классификаций принадлежит «отцу истории» Сыма Цяню (145 или 135-86 гг. до н.э.). Он выделил шесть основных течений в древнекитайской философии: школа Инь-ян (рассматривала проявления в природе и взаимодействия инь и ян, являлась натурфилософией); конфуцианство (изучало нравственно-этические и политические проблемы); моизм (занимался политическими и социальными вопросами); школа имен (анализировала связь между понятиями и обозначаемыми ими объектами); легизм (интересовался законами развития общества и способами управления людьми); даосизм (вникал в природу и сущность Дао и Дэ и их проявлений в природе и обществе).