О некоторых других вероисповеданиях

Униаты

В 1386 г. состоялась "личная уния Литвы и Польши", когда литовский князь Ягайло повенчался с польской королевой Ядвигой. Началось "ополячивание" и "окатоличивание" литовской и литовско-русской знати. До середины 16-го века этот вопрос стоял не остро. Но в 1569 г. оба эти государства соединились в "Речь Посполитую", где поляки получили перевес. Киев и Волынь были переданы Польше. В 1596 г. польским королям удалось пополнить епископат Киевской Православной Церкви угодными им епископами. Тогда состоялась "Брестская уния", официально передававшая малороссийское население в унию, т.е. соединение с Католической церковью на таких условиях: христиане греческого вероисповедания присоединялись к Римской церкви, подчинившись главенству папы, но сохраняя свой внутренний церковный строй и порядок Богослужений.

Православные не могли согласиться с решением недостойной части своего епископата и началась борьба за веру и свою народность. В этой борьбе важную роль играло днепровское казачество и запорожцы. С началом польских попыток подчинить казаков польским помещикам и с началом гонений на Православную Церковь начались и казацкие восстания. Они сопровождались страшными жестокостями.

В 1648 г. поднятое гетманом Богданом Хмельницким огромное восстание против Польши было поддержано всей массой православного населения Юго-Западной Руси. Война оказалась нелегкой, и гетман предложил казакам отдаться под власть Московского царя. Общая Рада (народное собрание) в городе Переславле в начале 1654 г. единодушно заявила: "Волим под царя Московского православного". Царь Алексей Михайлович "принял Малую Русь под свою высокую руку", дав ей полное самоуправление и свое казацкое войско.

Позже, с подчинением Польши Россией (разделы Польши — первый в 1773 г., второй в 1793 г. и третий в 1795 г.) большая часть униатского населения снова вернулась в лоно Православной Церкви. Для привлечения православных людей в католичество после революции в России Католическая церковь создала "восточный обряд". Богослужения проводятся по православному обряду, но учение — католическое. После Второй мировой войны некоторые русские эмигранты были сманены в "восточный обряд". Они, не вникая в суть учения "восточного обряда", хитро заманивались в католичество богослужениями, вполне похожими на свои, православные. В настоящее время "восточный обряд" издает на русском языке много религиозных книг и подготавливает в Риме, а ныне и на Украине, кадры духовенства для обращения народа в католичество.

Иудаизм возник из ветхозаветной религии еврейского народа. Главная его особенность — непризнание Иисуса Христа за Мессию. Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые сковывают деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть. Исполняя все эти ритуалы, они считают себя праведниками и "избранным народом". Они не занимаются миссионерством и неохотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки. Месть "око за око" является приемлемым действием по отношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Некоторые евреи продолжают ждать пришествия своего "мессии", который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лже-мессию с антихристом, который согласно предсказаниям Библии должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от христианства.

Мусульманство: Основателем мусульманской религии является Магомет, живший в первой половине 7 ст. в Аравии. Главное в этой религии — вера в Единого Бога (Аллаха) и пророка Магомета, основателя мусульманства. Кое-что мусульманством позаимствовано из Библии. Христа они почитают как одного из пророков, но ниже Магомета. По учению мусульман, каждому человеку все предопределено уже при его рождении. Сдерживающие начала отпадают, каждый может делать все, что он хочет; нет раскаяния за сделанные грехи, т.к. все заранее предопределено. Каждый, кому на роду написано, попадет в рай. Убивать "неверных" (людей других религий) — похвально и награждается раем. В мусульманстве существует множество нерушимых правил, касающихся воздержания от вина и других алкогольных напитков, свиного мяса, относительно одежды и пятикратных ежедневных молений. Месть одобряется и входит в традицию.

Буддизм: Основатель этой религии — Сидцарта-Гаутама, живший в Индии (Непале) в 7 столетии до Р. X. и названный "будда", что значит — "просветленный". После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока: в Индии, Бирме, Сиаме, Тибете, Китае и Японии. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения — это "видимость", кажущееся бытие. Отрешением от воли — от эгоизма и всех его следствий — человек погружается в нирвану, т.е. состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом — в психическое небытие. По учению Будды, жизнь — это зло. Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и других побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением, способствовала распространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека, и даже в животных. Буддистское учение о переселении душ идет вразрез с христианским учением.(Христианство же учит, что душа вместе с телом составляет единую человеческую природу.)

Учение буддизма не одинаково во всех странах, но в каждой стране имеет свои специфические особенности. Следует сказать, что учение о нирване, не способствует развитию способностей в человеке. Буддизм — религия пессимизма, призывающая к упразднению своей личности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом.

15. Патриарх Никон. Старообрядчество.

Эта волна расколов не обошла стороной и нашу Русь. Одним из таких значительных является (он и поныне существует) старообрядческий раскол, который произошел в 1655 году, и очень сильно обострился, когда наступил 1666 год.

Возникновение этого раскола связано с реформами, которые в это время проводил патриарх Никон.

Если посмотреть на эти реформы и спросить себя, «так что же нового привнес этот патриарх, или что же он изменил такое, что могло привести к таким тяжелым и масштабным последствиям?», то на самом деле окажется, что он лишь сделал попытку исправить ошибки в богослужебных книгах, допущенные переписчиками при переписывании,[73] и вернуть в православное русло некоторые измененные народным творчеством особенности в обрядах.

Люди просвещенные замечали ошибки и старались исправлять их[74].

С целью исправления вкравшихся ошибок в книгах и беспорядка при богослужении при царе Иоанне Васильевиче Грозном, в первую, счастливую половину его царствования [75], созывались соборы. Из них в особенности замечателен собор, называемый Стоглавым[76]. “Много спорили о них, — выражается один из современников Стоглавого собора (Троицкий игумен Артемий), — но ни к чему толком не пришли.

Во избежание умножения ошибок от переписки богослужебных книг на будущее время царь Иоанн Васильевич вскоре после собора учредил в Москве типографию[77], но после бунта хранителей мнимой старины она была ими сожжена.

После радостных для Церкви и отечества событий — завоевания царств Казанского и Астраханского[78], наступило для них тяжелое время. Царь Иоанн Васильевич, по смерти своей кроткой жены Анастасии, сделался мрачным и суровым[79], и вопрос об исправлении книг и обрядов был отложен в сторону. А между тем затруднения в решении этого вопроса с течением времени все более и более возрастали: ошибки из рукописей попадали в печатные книги, где каждое слово считалось неприкосновенным.

Когда патриархом сделался Никон, то он повел исправление богослужебных книг со всей осторожностью, какой требовала важность дела, и предпринимал ту или другую меру не иначе, как по одобрению собора. Через два года по вступлении на патриарший престол, в 1654 году, он созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов; под соборным актом не подписался только один епископ Коломенский Павел. Между тем келарь Арсений привез с Востока до 700 древних книг; некоторые были писаны более чем за 500, а одна за 1050 лет тому назад. Получив эти пособия к исправлению книг, Никон стал еще ближе следить за делом, перевел киевских иноков из Андреевского монастыря в Чудов; главой их поставил Епифания, помощником его — грека Арсения. Когда более необходимые книги были исправлены, то для рассмотрения их патриарх в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими святителями присутствовали два патриарха — Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и повелел по всем церквам вводить их, а старые отбирать и жечь.

Между тем не дремали и враги патриарха, во главе которых встали прежние руководители церковных исправлений и приверженцы мнимой церковной старины. Тяготясь положением людей отсталых и неумелых, они хулили “новшества”, якобы заводимые Никоном, распространяли среди народа молву, что он не правит, а портит веру, подавали царю челобитные и умоляли его защитить Церковь. Про греков говорили, что они под турецким игом изменили Православию и предались латинству, и в доказательство этого указывали на записки Арсения Суханова о греческих церквах и монастырях, веденные им среди путешествия на Востоке, в которых действительно церковный быт греков представлялся со стороны не всегда хорошей. Киевских монахов они назвали обливанцами и еретиками. Все эти порицания и хулы принимались многими из народа за сущую правду, тем более что уже многие привыкли к чтению молитв по неисправленным книгам, к двуперстному крестному знамению и другим обычаям, заменяемым теперь другими, более древними, порядками. Патриарх со своей стороны раздражался на сопротивление суеверов его благим мерам и подвергал их строгим наказаниям. Павел, епископ Коломенский, был лишен сана и сослан в Палеостровский монастырь, Иоанн Неронов в Каменный монастырь, Даниил в Астрахань, Логин в Муром, Аввакум в Даурию (“Думаю, тысячей двадцать верст будет за Сибирь,” — пишет он в своей автобиографии), князь Львов в Соловецкий монастырь. Они казались народу мучениками за веру. При этом была пущена в народ молва о наступлении последних времен, о пришествии антихриста, которого сперва втихомолку, а потом и явно указывали в самом патриархе, намечали год объявления его царства, именно 1666 (применительно к Апок. гл. 13. ст. 18). Таким образом, раскольники сильно ополчились на патриарха. Им удалось вызвать из отдаленной Сибири самого злого из противников Никона, который впоследствии встал во главе раскола, протопопа Аввакума. Это был человек даровитый и очень начитанный, но лишенный правильного образования, с характером непреклонным и страшной духовной гордостью. По возвращении из ссылки он называл себя не иначе, как “узником по вере и Церкви, поборником благочестивых отеческих догматов, столпом Церкви и атаманом полка Иисусова.” Аввакум и говорил и писал (около 30 сочинений его известны по имени) против исправленных книг, запрещал ходить в те церкви, где служат по ним, и приобщаться Святых Тайн от тех священников, которые не держатся двуперстия и сугубой аллилуйи; всячески чернил патриарха Никона, называл его антихристом, сыном геенны и т. п.

Необходимы были сильные меры для обуздания лжеучителей и предохранения простодушных от заблуждения, и царь Алексей Михайлович созвал архипастырей Российской Церкви на собор в Москве в 1666 году. Собор единогласно принял и одобрил все исправления, сделанные во время управления патриарха Никона, как в церковно-богослужебных книгах, так и в обрядах. Еще не окончились его занятия, как в Москву прибыли восточные патриархи для суда над патриархом Никоном. Осудив Никона[80] и поставив на его место Иоасафа II, они приняли участие в московском соборе по делу об исправлении книг и обрядов. В мае 1666 года великий собор греческих и русских архипастырей (3 патриарха, 11 митрополитов, 8 архиепископов и 5 епископов) торжественно подтвердил определение, постановленное русскими епископами относительно исправлений Никона, и положил клятву на тех, кто из-за приверженности к неисправленным книгам и мнимо старым обычаям явится противником Церкви. Так же и правительство усилило свою строгость к раскольникам: их велено разыскивать и судить строго. Раскольники от преследований и наказаний стали тогда убегать в непроходимые леса костромские, нижегородские, в Северное Поморье, за границу — в Швецию и Польшу. С течением времени образовались многочисленные раскольничьи общины по реке Выге (нынешней Олонецкой губернии), в Керженце (Нижегородской), по реке Соже (Ветка в нынешней Могилевской губернии) и в заволжских степях по реке Иргизу.

Сущность раскола метко обозначена отцами великого московского собора в двух словах: “Простота и невежество”. Зараженные духовной гордостью вожаки раскола страдали крайним недостатком образования вообще и в особенности богословского. (Аввакум, например, учил, что Троица тресущна, в трех разных естествах, и что Христос — особый Бог, сидит на четвертом престоле, соцарствуя Святой Троице; а диакон Феодор, напротив, утверждал, что Троица несекома, одно лицо, и пр.) По своему невежеству они возвели на степень древних отеческих преданий и даже основных догматов православные обычаи и мнения, появившиеся в темные времена монгольского ига, и самые ошибки в богослужебных книгах иосифовского исправления. Прочие же христиане были увлечены в их сети по простоте души и совершенной духовной неразвитости, в которой пребывает и доселе огромное большинство последователей мнимой старины. Отличительная черта раскола — привязанность к букве церковно-богослужебной книги и обряду, без разумения их смысла и значения. “До нас положено, — говорили и говорят раскольники, — лежи оно так во веки веков; православным надо помереть за один аз.” С этой главной чертой раскола соединилась ненависть к духовенству и самому правительству, сперва за то, что покровительствовало Православию и восстало против раскола, потом за введенные им иноземные обычаи. Поэтому с самого начала своего раскол принял, кроме антицерковного, граждански-демократический характер, в особенности же впоследствии он обнаружился резким протестом против реформ императора Петра I.

Более общие мнения раскольников следующие: 1) Богослужение должно совершать по старым (преимущественно иосифовским) книгам. 2) Иконам должно поклоняться только старым или списанным со старых. 3) В восьмом члене Символа веры должно читать: “И в Духа Святаго Господа истиннаго, животворящего.” 4) Креститься и благословлять должно двумя перстами. 5) Вокруг церкви с крестным ходом надобно ходить не с запада на восток, а с востока на запад (посолонь). 6) Крест почитать только восьмиконечный. 7) Имя Спасителя писать Исус, а не Иисус. 8) Аллилуиа петь дважды, а не трижды. 9) Служить литургию не на 5, а на 7 просфорах. (Из новых порядков гражданских раскольниками порицаются: народные переписи, паспортная система, рекрутчина. Из обычаев, принятых с Запада в царствование царя Алексея Михайловича, и особенно императора Петра I, большей частью раскольников порицаются: брадобритие и стрижение волос (портится якобы образ Божий), курение и нюхание табаку, короткие сюртуки, фраки и галстуки, театры, конские бега, факельщики при погребении, питие кофе, употребление сахара, картофеля, занятие медициной (в особенности анатомией), астрономией, химией и проч.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: