Проблемы эффективного спроса у Кейнса 2 страница

Со временем и методы, и теории стареют и умирают, но они могут возрождаться на новом витке спиралевидного развития. Сле­пое следование определенным методологическим посылкам приве­ло к самоизоляции экономической теории России от магистраль­ных путей развития экономической мысли, что, в свою очередь, ввергло экономическую науку России XX в. в глубокий и пока не преодоленный кризис.

Судя по всему, в любой исторической науке трудно достичь пол­ной объективности, а окончательной истины просто не существует. Меняется конкретная социально-экономическая обстановка — и меняются взгляды исследователей на прошлое. Это — нормальный процесс. Не следует только одно невежество заменять другим.

Авторы любого методического или учебного пособия — всего лишь обыкновенные люди со своими вкусами и идеологическими установками. Студент, ограничивающийся чтением материалов ком­ментирующего характера, невольно попадает в плен мнений ком­ментаторов. Между тем сомнения и даже недоверие в науке весьма полезны. Субъективный взгляд исследователя, непреодолимый по природе вещей, — один из самых сильных ограничителей для объек­тивного освещения истории. Представьте себе задачу: изложить на нескольких страницах содержание "плотной", насыщенной блес­тящими идеями книги Рикардо или многотомного произведения Маршалла. Что в этих работах главное, а что второстепенное? Что истинно, а что ложно? Ответы на эти вопросы особенно зависят от личности комментатора, которому невольно придется осуществ­лять субъективный отбор материала.

Именно поэтому мы завершаем свое предисловие старым как мир советом:

"Подвергай все сомнению!"

Прочтя наш комментарий по поводу той или иной школы, того или иного автора, возьмите в руки первоисточник, полистайте, почитайте его. И только потом согласитесь с нами или опровергни­те нас.

В добрый путь!

Предисловие, темы 1, 5, 6 и заключение написаны доктором эконо­мических наук, профессором Р.М.Гусейновым, темы 2, 3, 9 — канди­датом экономических наук, доцентом В.М.Рябцевой, темы 4,7,8 — кандидатом экономических наук, доцентом Ю. В. Горбачевой.

Тема 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

1. С чего начиналась экономическая наука.

2. Предшественники: меркантилисты и физиократы.

3. Экономическое учение Адама Смита.

4. Давид Рикардо и его теория распределения. Мальтус contra Рикардо.

5. Разложение рикардианской школы.

1. С чего начиналась экономическая наука

Экономическая мысль — явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обоб­щать факты. Сначала это были, скорее, технологические и техни­ческие вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйствен­ной жизни.

Первые экономические трактаты мы находим в религиозных книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских и мусульман­ских канонических текстах. Обычно мы несколько преуменьшаем степень развитости экономических отношений древнего мира. Не­ожиданным, например, является для нас тот факт, что на Древнем Востоке достаточно развитыми были товарные и денежно-кредит­ные отношения, ведь из школьных курсов истории известно, что экономика древневосточных деспотий основывалась на натураль­ном производстве. Между тем в Библии, в первых книгах Моисея, описываются нормальные товарно-денежные отношения, осуще­ствляемые по известной формуле Т—Д— Т. При этом в качестве денег, как правило, выступает серебро. За серебро покупают рабов, землю, хлеб, другие товары1. В документах, относящихся к эпохе Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.), упоминаются аренд­ные контракты, купчие, расписки, накладные. Дошли до нас бух­галтерские счета и векселя того времени. В Нововавилонском цар­стве не было еще монет, деньги представляли собой простые се­ребряные слитки, ценностное содержание которых определялось их весом, но уже существовали настоящие банки, "деловые дома", осуществлявшие все главные банковские операции: принимались вклады, выдавались кредиты, производились учет векселей, оплата чеков, безналичные расчеты, финансировалась внутренняя и вне­шняя торговля2.

1 Примечания и ссылки к каждой теме даны в конце главы.

Взлет экономической мысли, связанной с товарно-денежными отношениями, произошел в античном мире. У истоков экономи­ческой науки, как и многих других общественных наук, стоят ве­ликие древнегреческие ученые — Ксенофонт (ок. 430—355 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.) и Аристотель (384—322 гг. до н.э.).

Ксенофонт, видимо, первый в истории написал специальные экономические работы "Экономикос"3 (в русских переводах "До­мострой") и "О доходах". Он жил и работал в кризисный для гречес­кого рабовладельческого строя период, когда у свободного населе­ния греческих полисов не осталось надежд на восстановление хо­зяйства посредством демократии и появилась тяга к деспотическим режимам (что проявилось в хвалебном описании деяний персидс­кого царя Кира4). Длительная Пелопоннесская война (431—404 гг. до н.э.) привела к победе олигархической Спарты, а афинская де­мократия не выдержала испытания и вскоре была сметена завоева­ниями Александра Македонского, а позже — Рима.

Ксенофонт — безусловный сторонник крупного рабовладельчес­кого сельского хозяйства, отрицательно относящийся к ремеслен­никам и торговцам. Но добросовестность ученого заставляет его с уважением относиться к деньгам как к орудию обмена и накоплен­ному сокровищу. Признавая тезаврацию денег, он одновременно осуждает применение денег в качестве ростовщического и купечес­кого капитала. Но самое примечательное заключается в том, что этот принципиальный противник рыночных отношений прекрасно понимает роль разделения труда в процессе развития рыночных связей (и, напротив, значение объема рынка для развития разделе­ния труда). "...В небольших городах, — пишет Ксенофонт, — один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг; стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому че­ловеку, занимающемуся многими ремеслами, невозможно изготов­лять все одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А не­редко довольно даже части этого ремесла; так, один мастер шьет мужскую обувь, а другой — женскую. А иногда даже человек зара­батывает себе на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой — тем, что вырезает подошвы, третий — только тем, что выкраивает передки, а четвертый — тем, что сшивает все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной ра­ботой, тот в состоянии выполнять ее наилучшим образом"5. Как видим, Ксенофонт высказывал общие идеи, через 2200 лет деталь­но разработанные Адамом Смитом6.

Парадоксальна судьба философских трудов Платона. Последо­вательный консерватор, сторонник олигархического строя, он со­здал гипотетическую модель общества, которая в будущем исполь­зовалась в качестве примера... европейскими социалистами! Рассмат­ривая рыночные связи, Платон обратил внимание на то, что ры­нок разделяет людей (в силу разделения труда), но одновременно и связывает их в некое общественное единство. Однако рыночные отношения — удел низших сословий: ремесленников, торговцев, свободных земледельцев. Высшие же сословия, прежде всего ин­теллектуальная элита, аристократия и военные, должны быть ос­вобождены от хозяйственных забот. Им следует жить замкнутыми общинами, не иметь частной собственности, семьи, каких-либо частных интересов. Правда, содержать элиту обязаны рабы и сво­бодные трудящиеся, но зато внутри аристократической общины жизнь должна идти вполне "по-социалистически", по общему по­рядку, планомерно и на общую (для аристократии) пользу7.

В идеальном обществе Платона все свободные граждане, не объе­диненные в элитные общины, могут иметь дом и земельный надел, полученные от государства на условиях владения и пользования. При этом государство должно строго следить за соблюдением иму­щественного равенства граждан и не допускать, чтобы один граж­данин был богаче другого более чем в четыре раза.

Однако если говорить о проблематике товарного общества, то наибольший вклад в исследование рыночных процессов внес Аристотель. Исследуя товарные связи в обществе, полном неравенства, он обнаружил, что в основе эквивалентности обменов лежит не­что, что делает товары равными и соизмеримыми. Это нечто уче­ный видел в деньгах. Сами по себе деньги не могут быть предметом собственности, ибо они всего лишь удобное орудие обмена, но поскольку деньги все же становятся объектами частной собствен­ности, это обстоятельство и делает общество безнравственным8.

С Аристотеля начинается традиция поиска источника обществен­ного богатства. Подходя к экономике с этической точки зрения, Аристотель обнаруживает две формы богатства: нравственную — экономику и безнравственную — хрематистику. Под экономикой он понимал хозяйствование, т.е. натуральный производственный процесс, имеющий своим результатом потребительную стоимость, вещь, годную для потребления. Хрематистика же — это искусство делать деньги, обогащение с помощью купли и продажи товаров, что, по мнению Аристотеля, есть неестественный источник богат­ства. Уже здесь мы видим зародышевое понимание противоречиво­го и сложного содержания товара как единства потребительной сто­имости и меновой стоимости. Аристотель не сомневается в том, что нравственно — обогащаться благодаря затратам труда и безнрав­ственно — благодаря купле и продаже результатов труда9.

Если для Аристотеля физический труд, хотя и нравственен, но является уделом низших классов общества и рабов, то для средне­вековой религиозной литературы характерна апология трудовой деятельности. "В поте лица твоего ешь хлеб твой" — один из самых распространенных мотивов христианской литературы. Для Фомы Аквинского (1226—1274) трудовое происхождение не только богат­ства вообще, но и ценностного богатства — уже общее место. Мы привыкли считать, что первую модель стоимостных обменов, свя­занных с величиной затрат труда, дал Уильям Петти. Это не вполне соответствует действительности. Фома без обиняков пишет, что если обувь обменивается на дом, то этот обмен должен производиться в пропорции, в которой строитель "превосходит сапожника в затра­тах труда и расходах"10.

Выдающийся арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332 1406) пря­мо указывает на трудовое происхождение стоимости: "Большая часть того, что человек накопляет и из чего извлекает непосредственную пользу, равноценна стоимости человеческого труда11. Ему даже не чуждо понимание того, что стоимость определяется не индивиду­альными, а общественно необходимыми затратами человеческого труда: "Стоимость дохода определяется затраченным трудом, мес­том, которое данное изделие занимает среди других видов изде­лий, и необходимостью его для людей"12.

Однако сколь бы ни были гениальны догадки мыслителей сред­невековья по поводу происхождения богатства, в целом эти мыс­лители рассматривали богатство в натурально-вещественном плане. Лишь позднее, по мере развития товарно-денежных отношений, все больший интерес стали проявлять к стоимостной форме богат­ства, и в частности к наиболее развитой его форме — денежной. Сфор­мировалась первая школа буржуазной экономической мысли — мер­кантилизм.

2. Предшественники: меркантилисты и физиократы

В XV—XVI вв. в Европе экономическая мысль претерпела первые качественные изменения: начался долгий путь поиска источников богатства, но не вообще, а именно капиталистического богатства, воплощенного в прибыли. Это была довольно бурная эпоха, кото­рую совершенно справедливо называют эпохой первоначального накопления капитала, эпоха торговой и политической экспансии европейских государств, великих географических открытий, интен­сивного развития мировой торговли, образования первых колони­альных империй Нового времени. В этот период широко развивает­ся банковская деятельность, появляются торговые дома и первые монопольные объединения торговцев. Буржуазия, совсем недавно считавшаяся третьим сословием, "подлым классом", выходит на передовые позиции не только в экономике, но и в политике. Нако­нец, происходят первые буржуазные революции.

События и явления того времени адекватно отражались моло­дой буржуазной экономической наукой. Европейские меркантилисты (от франц. mercantile — торговый) не были профессиональными учеными. Это — купцы, промышленники, воины, авантюристы. Но они точно определяли те способы, с помощью которых возникали первые крупные буржуазные состояния, — такими способами были торговля, кредит и война. Экономическая мысль становилась более изощренной, ведь теперь она имела дело с довольно абстрактной формой богатства — денежной. В деньгах, в золоте и серебре, виде­ли тогда цель экономической деятельности. Люди буквально "гибли за металл". Трактаты и памфлеты того времени посвящены непос­редственно поиску способов накопления денег в государстве и ча­стных руках.

В различные периоды денежные накопления осуществлялись раз­ными способами. В XV–XVI вв. большие надежды возлагались на административное решение проблем посредством жесткой государ­ственной политики13. Европейские государи и правительства с по­мощью декретов и полицейских мер ограничили вывоз золота из страны и стимулировали ввоз денежного материала из колоний. Однако достаточно скоро возникло и первое разочарование в та­ком подходе к богатству. Это произошло в XVI — начале XVII в., когда долгожданное и вожделенное золото хлынуло из Америки в Европу. Казалось бы, вот-вот должна наступить эпоха всеобщего процветания и обогащения. Но ничего этого не произошло. Вместо реального процветания европейские народы столкнулись с первой инфляционной "революцией цен". И уже тогда начали понимать, что деньги — это еще не полное счастье. И уж тем более дело не в их количестве.

Начался второй период развития меркантилизма — период тор­гового балансирования, когда не государственное регулирование, а экономические методы были призваны на помощь молодой бур­жуазии. Практики и теоретики невольно обращались к производ­ству, вначале с чисто меркантилистскими целями. Если в стране нет серебряных и золотых рудников, рассуждали они, — это вовсе не значит, что нет иных способов обогащения, кроме захвата чу­жих территорий. Эффективный способ есть: надо производить как можно больше экспортного товара. Если больше экспортировать, а меньше импортировать, то разница будет сальдироваться деньга­ми, и деньги сами притекут в страну. Возникновение производ­ственного мотива в экономической мысли одновременно было и началом кризиса меркантилизма, для которого основная форма бо­гатства была воплощена в деньгах, получаемых в сфере обращения.

Впрочем, было бы ошибочным предположение, что экономис­ты той далекой эпохи не понимали значения производства. Даже в ранних меркантилистских трактатах (Антонио Серра) купец всегда соседствует с ремесленником, промышленником. Дело только в сме­не акцентов: поздние меркантилисты, не умаляя значения денег, больше надежд стали возлагать на производство.

Представителями этого "производственного" меркантилизма были в Западной Европе Томас Мен (1571—1641) и Николас Барбон (1640—1698), а в России — великий мыслитель Иван Тихонович Посошков (1652—1726). Меркантилисты широко пропагандировали трудовую этику вполне в духе христианской морали. Труд у них уже трактуется как один из источников богатства. В частности, Т.Мен в 1621 г. писал: "Труд делает некоторые страны, которые сами по себе бедны (природными ресурсами и драгоценными металлами. — Авт.), более богатыми и сильными с помощью других стран, кото­рые имеют больше возможностей, но менее трудолюбивы"14. А даль­ше Мен высказывается и вовсе "классически": "...Всем нам в це­лом и каждому в отдельности следует напрячь все силы ума и сооб­разительности, для того чтобы помочь увеличению естественного богатства страны с помощью труда и развития ремесел"15. Это выс­казывание — еще одно доказательство того, что общепринятое мне­ние о меркантилистах как идеологах исключительно торгового ка­питала не вполне верно. И подобных примеров не счесть. Аноним­ный автор в 1622 г. пишет без обиняков: "В превращении сырых материалов в промышленные изделия заключается такое огромное богатство и устойчивое накопление денежных средств, что это не поддается изображению... Полученное таким путем богатство пре­восходит золото, добытое из рудников"16.

Некоторые представители меркантилизма опережали достиже­ния современной экономической теории. Отметим в этой связи не­большой трактат Н.Барбона "Очерк о торговле" (1690). В противопо­ложность многим меркантилистам, обуреваемым "государственным восторгом", Барбон — явный сторонник свободы торговли, пол­ный оптимизма по поводу развития рыночных отношений. Поскольку товары воспроизводимы, постольку они неистощимы, считает он. "Имущество человека конечно, а запасы природы бесконечны и никогда не могут быть истощены. А то, что бесконечно, не может и увеличиваться от бережливости, ни уменьшаться от растотельности"17. Острый взгляд практикующего бизнесмена и ученого позволил Барбону увидеть в стоимости товара многофакторное яв­ление. Он, с одной стороны, прекрасно понимает, что в стоимости надо искать трудовое содержание, и этим предвосхищает класси­ческое понимание экономических явлений18. С другой стороны, он осознает, что "стоимость всех товаров проистекает из их полезнос­ти. Бесполезные вещи не имеют никакой ценности, или, как гово­рят по-английски, они не хороши ни для чего"19.

Конечно, при желании можно обвинить Барбона в отсутствии монизма во взглядах. Но мы еще увидим далее, что ортодоксальный монизм может легко выродиться в схоластический догматизм. Ши­рота же взгляда всегда обеспечивает большее поле для дальнейших разработок. В данном случае может возникнуть подозрение, что Барбон путает стоимость с ценой. Но и это не так. Он видит то, чего не замечают многие современные экономисты: стоимость — это скры­тая от глаз потенция, цена же — актуализированная (выявленная и измеренная с помощью денег) стоимость20. Впрочем, "лучшим су­дьей ценности товаров является рынок, так как при стечении по­купателей и продавцов лучше всего узнается количество товаров и потребность в них. Вещи стоят как раз столько, за сколько их мож­но продать"21. Вряд ли тут найдутся серьезные аргументы для возра­жений. А ведь это написано задолго до А.Смита.

Особую роль Барбон отводит проценту. С помощью процента на капитал бизнесмены могут судить о своих реальных доходах и убытках. Фактически речь идет об альтернативных издержках и доходах. "Одно из использовании процента: по нему купец высчитывает прибыль или убыток, — пишет Барбон. — Купец ожидает благодаря торговле получить больше, чем проценты на свои товары... То, что купец получает сверх процентов, есть его доход, что ниже процентов — убыток, но если купец получает только проценты на свой товар, то это не доход и не убыток. Вторым использованием процентов явля­ется то, что они служат для вычисления стоимости земельной рен­ты, по ним устанавливают цену на землю при продаже и покупке... В зависимости от величины процентной ставки устанавливается цена земли в стране"22.

Справедливости ради отметим, что в духе меркантилистских традиций Барбон считал, что и ставку процента, и "стоимость де­нег" нужно устанавливать законом, — это обеспечит стабильность денежно-кредитной сферы. Если такие идеи сегодня выглядят сред­невековым анахронизмом, то вполне отвечает тенденциям постин­дустриального развития и современным представлениям о полез­ности благ следующая сентенция Барбона: полезность всех товаров заключается в том, чтобы удовлетворять нужды и потребности че­ловека. Существуют две главные потребности, с которыми человек родится, — это потребности тела и потребности духа. И если по­требности тела ограничены, то "потребности духа бесконечны"23.

Ярким представителем экономической науки периода разложе­ния меркантилизма и одним из основателей классической полит­экономии стал англичанин Уильям Петти (1623—1687). Он автор многочисленных экономических трактатов, главный из которых "Трактат о налогах и сборах". Мы уже упоминали о том, что мне­ние, будто У.Петти первым определил стоимость через затрачен­ный труд, не вполне верно. Но это не умаляет значения трудов выдающегося ученого, который действительно впервые стал ис­кать законы экономической жизни, пытался объяснить "таинствен­ную природу" денег, налогов, ренты, процента, цены земли и дру­гих явлений. Именно это обстоятельство и делает его "отцом поли­тической экономии", ибо от эмпирического описания экономи­ческих явлений Петти переходил к теоретическому абстрагирова­нию, глубоко проникал в сущность экономической жизни. Врач по образованию, он считал общество "политическим" телом и искал закономерности его функционирования.

В своих исследованиях Петти впервые применил статистические методы. В книге "Политическая арифметика" он пишет: "Вместо того чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосход­ной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер... употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе"24.

Приведем здесь хрестоматийную выдержку из "Трактата о нало­гах и сборах", где Петти разъясняет сущность эквивалентного об­мена товаров исходя из затрат труда: "Если кто-нибудь может до­быть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию сереб­ра в то же самое время, в течение которого он способен произвести один бушель хлеба, то первая представляет собою естественную цену другого"25. Запомним, однако, что стоимость ("естественную цену") Петти трактует еще по-меркантилистски. Для него стоимость создается только трудом, затраченным на производство денежного металла, а деньги в обмене как бы наделяют стоимостными харак­теристиками все остальные товары26. Здесь заложены идеи, которые позже, в 70-х годах XIX в., будут реанимированы в виде концепции "вменения" стоимости.

Труды У.Петти и других экономистов XVII—XVIII вв. готовили революцию в политической экономии, осуществленную классиками. Смысл этой революции заключался в переходе от исследования сфе­ры обращения к исследованию сферы производства как источника ве­щественного и стоимостного богатства.

Своеобразно происходил переход к классическому учению во Франции. Здесь возникло учение физиократов, одним из основопо­ложников которого стал выдающийся экономист (впервые именно этим термином назвавший собственную профессию) Франсуа Кенэ (1694—1774). Он создал первую в истории экономическую школу в буквальном смысле этого слова, т.е. место, где собирались взрос­лые и даже высокопоставленные люди для обсуждения экономи­ческих вопросов. Будучи придворным врачом, Кенэ организовал свою школу в Версале. Это не помешало ему высказывать довольно радикальные идеи и свободно общаться с некоторыми деятелями, идеологически воздействовавшими на активных участников буду­щей Великой французской революции. Кстати, школу Кенэ посе­тил молодой А.Смит, который всю жизнь с уважением отзывался о физиократах, хотя и критиковал их.

Слово "физиократия" переводится как "власть природы". Со­держание трудов Кенэ нельзя понять, если не вспомнить особен­ности экономического развития Франции того периода. По сравне­нию с Англией, где широко развивались торговля и промышлен­ность, Франция оставалась аграрной страной, основными произ­водителями богатства здесь были крестьяне-фермеры. Они были опутаны сетью атавистических феодальных зависимостей, но их положение несравнимо, скажем, с положением русских крепост­ных крестьян. Степень их свободы была значительно выше. Выпла­чивая землевладельцам денежную ренту, французские крестьяне вели вполне самостоятельное товарное хозяйство. Мануфактуры же во Франции развивались в рамках сеньориальных хозяйств и обслужи­вали преимущественно знать. Эти особенности и привели к тому, что, с точки зрения Кенэ, главным объектом экономической на­уки должна стать аграрная сфера.

Кенэ сосредоточил свое внимание на производстве — в этом его "классицизм". Но величайшей заслугой ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как по­стоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Сам термин "воспроизводство" введен в науку Кенэ. Более того, впер­вые в истории воспроизводственный процесс показан исследовате­лем на макроэкономическом уровне как некий общественный фе­номен, как непрерывный обмен веществ в общественном организ­ме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что Кенэ — основатель макроэкономической теории.

Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных по­токов в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности об­щественного воспроизводства товаров, капиталов и производствен­ных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно аб­страктна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики так или иначе обращались к трудам Кенэ.

Центральной категорией в учении Кенэ было понятие чистого продукта. Чистый продукт — это примерно то, что впоследствии назвали прибавочной стоимостью, то, что остается у производите­ля от выручки после вычета всех издержек. По мнению физиокра­тов, чистый продукт производится исключительно в тех отраслях производства, где происходит реальный физический прирост мате­рии (отсюда и власть природы). Не будем обвинять физиократов в наивности, вспомним время и место, в которых формировались их взгляды. Сельское хозяйство и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, считали они, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ре­месле материя убывает, значит, здесь не производится обществен­ного богатства. Ремесленники— бесплодный, или стерильный, класс. (Кстати, термин "класс" по отношению к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому про­дукту, тоже впервые применил Кенэ.) Крестьяне, фермеры — глав­ные производители чистого продукта. Но они не потребляют его, а вынуждены передавать в виде земельной ренты собственникам зем­ли, а также королю и церкви. Ремесленники и промышленники играют в обществе вспомогательную, обслуживающую роль, не­посредственно не участвуя в создании чистого продукта. Отсюда и несколько необычная классовая структура общества, по версии физиократов.

Попробуем воспроизвести модель Кенэ (схема 1) и прокоммен­тировать ее, призвав читателя "включить" экономическое вообра­жение, без которого в экономической науке вряд ли вообще мож­но разобраться.

Схема 1. "Зигзаг Кенэ" (См.: Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. - М., 1960. - С. 360-369.)

В первой строке схемы Кенэ (автор называет ее таблицей) пока­заны денежные формы дохода, в последующих строках — продук­ты, произведенные за год в ценовом выражении. Внимательно рассмот­рим "зигзаг Кенэ", постоянно помня о том, что в первой строке — деньги, а ниже — продукты.

В течение года в стране произведено на 5 млрд ливров сельскохозяй­ственного продукта и на 2 млрд ливров промышленной продукции. Кроме того, к началу рассматриваемого периода у фермеров имеется в наличии 2 млрд ливров денег. Продукт стоимостью 2 млрд, показанный в самой нижней строке, не участвует в общественном обращении. Это "ежегодные авансы", так сказать, оборотный капитал, обеспечивающий пропитание самих фермеров и семена для будущего года. В обращение, таким образом, вступают 3 млрд ливров продукции сельского хозяйства, 2 млрд ливров промышленной продукции и 2 млрд ливров денег. Из 3 млрд ливров про­дукции фермеров 1 млрд должен обеспечить амортизацию основного ка­питала, а 2 млрд — чистый продукт — после их реализации должны пре­вратиться в ренту землевладельцев. (Кстати, численные данные, при всей их условности, достаточно точно отражают реальные хозяйственные пока­затели Франции того времени.)

Движение денежных и товарных потоков начинается с того, что фер­меры выплачивают собственникам 2 млрд ливров в виде денежной ренты (I акт). Собственники сразу же начинают эти деньги тратить, ведь в модели описывается рыночное общество. Один миллиард тут же возвращается фер­мерам, так как собственники покупают у них продукты питания. Теперь в верхней строке у фермеров есть 1 млрд денег, а продукт на ту же сумму реализован и потреблен (II акт). У собственников остался еще 1 млрд лив­ров. Его они отдают ремесленникам, покупая у них изделия — одежду, обувь, предметы роскоши и др. Теперь у ремесленников появился 1 млрд "живых денег" и реализован их продукт на ту же сумму (III акт). Ремеслен­ники тут же отдают эти деньги, покупая у них продукты питания. У ферме­ров опять оказалось 2 млрд ливров денег, они реализовали второй миллиард продукта (IV акт). Но и фермеры возвращают этот миллиард ремеслен­никам, покупая у них изделия, в том числе орудия труда. Теперь весь про­мышленный продукт реализован, а у ремесленников оказался вновь 1 млрд ливров денег (V акт). Этот миллиард возвращается ремесленниками фер­мерам, так как "бесплодный класс" покупает на эти деньги сельскохозяй­ственное сырье для последующей обработки. Теперь весь продукт ферме­ров реализован, у них вновь оказалось 2 млрд ливров денег для выплаты ренты будущего года (VI акт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: