Идеологические предпосылки гусизма
Обострение внутриклассовых и межклассовых противоречий в чешском обществе вызвало в нем недовольство существующими порядками и их критику. Протест, естественно, облекался в религиозную форму, иные формы были просто исключены. Существующее положение сравнивалось с «божественными установлениями». Обнаруженные несоответствия служили оправданием недовольства. Церковь была не только могущественна, но и безнравственна. После окончания авиньонского пленения пап в 1378 г. начался церковный раскол, продолжавшийся 40 лет и раскрывший миру глаза на сущность католической церкви. В адрес духовенства стала высказываться все более смелая критика. В Чехии первым таким критиком был Конрад Вальдгаузер (ум. в 1369 г.), немец, представитель ордена августинцев. В 60-е годы он выступил в одном из пражских храмов с разоблачением лицемерия нищенствующих орденов — францисканцев и доминиканцев. Сущности католической церкви он не затрагивал, желая только ее исправления в духе нравов первых веков христианства. Последующие критики пошли дальше. Ян Милич из Кромержижа (1320-1374), чех, проповедовавший — в отличие от Вальдгаузера — на чешском языке, считал, что всеобщая порча нравов в обществе есть признак приближения конца света. Милич же затронул тему о причинах и истинных виновниках развращения церкви и выработал собственную программу исправления общества. Этот пример был подхвачен Матвеем из Янова (1350—1394), магистром, получившим образование в Парижском университете, выступавшим против испорченного христианства и некоторых обрядов католичества, автором «Правил Старого и Нового Заветов» — сочинения, в котором доказывалась необходимость церковной реформы. Так зрела в Чехии реформационная мысль.
|
|
Одной из предпосылок гуситского движения было также учение английского реформатора Джона Виклифа, чьи сочинения
нашли большой отклик среди интеллигенции, так как подтверждали справедливость критиков церкви. На рубеже XIV и XV вв. антицерковная оппозиция резко усиливается, что в немалой мере связано со вступлением в общественную жизнь магистра Пражского университета Яна Гуса.
Ян Гус родился в 1371 г. на юге Чехии в крестьянской семье, окончил Пражский университет и получил степень магистра. Когда к началу XV в. в Чехии распространились идеи Виклифа, то к кружку чешских виклифитов в Пражском университете примкнул и Ян Гус, позднее ставший сторонником воззрений английского реформатора. Получив сан священника, он начал свою проповедническую деятельность, особенно успешную в Бетлемской (Вифлеемской) часовне. Гус решительно критиковал церковь, разоблачал темные стороны ее жизни, жадность и алчность, феодальный характер, противоречие ее жизни с установлениями Библии и церковных авторитетов, эксплуатацию подданных. Свои проповеди Гус произносил на чешском языке, воздействуя на самые широкие слои населения. Понятно, что недоброжелатели стали собирать против него улики. В 1403 г. пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса, они требовали наказать его за «еретические» высказывания.
|
|
В Пражском университете этого времени шли бесконечные диспуты. Боролись реформаторы и приверженцы старых порядков. За реформацию ратовали чешские магистры, опираясь в основном на учение Виклифа. Антивиклифиты, прежде всего немецкие профессора и магистры, в 1408 г. добились осуждения учения Виклифа и запрещения читать его сочинения в Пражском университете. Спорящие партии разделились по национальному признаку — на чехов и немцев.
Король Вацлав IV, свергнутый в 1400 г. с императорского трона, поддерживал из политических соображений реформацион-ную партию, а чехи — линию короля. Немцы же стали утверждать, что вся чешская нация впала в ересь. Противоречия вышли за рамки университета, охватив общество в целом.
Чешские магистры добились от короля реформы университета. 18 января 1409 г. Вацлав IV подписал Кутногорский декрет, По которому немцы лишались всех привилегий в университете. Тогда немецкие магистры, бакалавры и студенты покинули Прагу, а университет стал центром деятельности сторонников Реформации. Но и среди них произошло разделение, сформировалась радикальная группа во главе с Гусом. К этому времени в
основном уже сложилось его учение. Гус считал, что существующий порядок должен быть изменен, люди должны возвратиться к той жизни, которую завещал Христос, нормы которой сформулированы в Библии; в обществе не должно быть несправедливости, эксплуатации и безнравственности. Что же касается методов борьбы за новое общество, то Гус был в основном сторонником мирных средств, но иногда говорил и о возможности насильственного воздействия на упорствующих в грехе. Он приспосабливал свое учение к конкретной обстановке, и понятно, что на его идеи опирались очень разные его последователи.
Пражский архиепископ вскоре признал высказывания Гуса подстрекательскими и подлежащими суду инквизиции. Папа Римский издал буллу, налагавшую на него проклятие. Но Гус продолжал свои проповеди, и его поддерживали широкие слои населения. Идея реформации овладела народом.
Возмущение масс вызывала и продажа индульгенций представителями папы, который собирал средства на ведение войны против неаполитанского короля. Гус объявил, что папа не Бог, а потому не может прощать грехи. После прибытия в Прагу продавцов индульгенций в мае 1412 г. в городе начались волнения. Для острастки власти казнили трех подмастерьев, а Гус был снова предан анафеме, и ему пришлось покинуть Прагу, так как городу угрожал интердикт. В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в южнонемецком городе Констанце, взят там под стражу, после 8 месяцев заключения осужден как еретик и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.