Экономическое развитие Словакии в XVIII в.
Крайне медленно проходило экономическое обновление Словакии. Нахождение словацких земель в центре военных действий I Предопределяло ориентацию ремесленного производства на
военные нужды. Постепенно в условиях восстановившегося мира оживляется торговля, появляются первые мануфактуры. Наиболее известными стали созданные мужем Марии Терезии предприятия по производству ситца и майолики.
Сорокалетнее правление Марии Терезии (1740—1780) явилось эпохой централизации монархии Габсбургов. Однако Венгерскому королевству удалось отстоять свои автономные права до 1764 г. Вместе с тем путем проведения ряда таможенных и торговых акций началось превращение этой части государства в сырьевую базу. Так, в 1771 г. в Словакии, как и во всем королевстве, было запрещено открытие новых мануфактур.
Важнейшее значение для возрождения экономики Словакии имела добыча драгоценных металлов. Применение новой технологии, предложенное словацкими мастерами из г. Банска-Штьяв-ница, вывело словацкое производство на европейский уровень. Технические достижения использовались на всех рудниках Центральной и Восточной Словакии. Не случайно этот период в развитии горнодобывающей отрасли получил название «золотой век».
|
|
Курс на реформы, которые начала Мария Терезия, был продолжен ее сыном Иосифом II. Важнейшим для Венгерского королевства стал Патент 1785 г., которым закреплялись отмена личной крепостной зависимости и право крестьян на свободный выход из поместий. Другой знаменательный акт просвещенного абсолютизма — Патент о веротерпимости (1781), предоставлявший всем верующим право свободного отправления культа, — привел к улучшению положения словацких протестантов.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В XVII-XVIII вв.
В изнуренной войнами и междоусобицами Словакии XVII и особенно XVIII в. усиливается влияние католической церкви. Утверждению католицизма противодействовали широко распространенное в XVII в. у словаков лютеранство и противостояние всей политике Габсбургов венгерского магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьба за вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в Словакии. Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в 1636 г. иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около полутора веков.
Контрреформация перешла в наступление в конце XVII в., что особенно отразилось на барочном искусстве. Господство
монументального стиля, пышность интерьеров характерны как для культовых построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатых городских кварталов.
|
|
Большим разнообразием отличается искусство XVII—XVIII вв. Особенностью его развития в Словакии является то, что значительная часть работ — это произведения анонимных живописцев, резчиков по дереву и скульпторов. Их произведения возникли как реакция на различные художественные веяния, проникавшие на территорию Словакии. В портретной живописи, оформлении алтарей, изделиях мастеров золотых дел, весьма популярном жанре того времени — эпитафиях происходит синтез новых идей с местными традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамках одного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших на чешском языке и на латыни.
Широкую известность имело творчество ученого, деятеля словацкой и венгерской культуры Матея Бела (1684—1749). Получив образование в Галле, Бел стал священником. Сначала он был директором евангелической школы в Банска-Бистрице, а затем с 1714 г. — ректором лицея в Братиславе. Бел, писавший на латинском, венгерском, немецком и чешском языках, был признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Он являлся членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторых других научных обществ. В своем главном труде «Исторические и географические сведения о современной Венгрии», вышедшем в 1735-1742 гг. в четырех томах, ученый предпринял попытку критического анализа источников. Он рассматривал словаков как потомков славян, населявших Великую Моравию. Утверждение этого словацкого патриота об автохтон-ности словаков, так же, как и высокая оценка им литературных качеств словацкого языка, сыграли заметную роль в становлении словацкого национального самосознания.
Для восприятия идей Просвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек Коллар (1718-1783). Будучи директором придворной библиотеки в Вене, советником Марии Терезии, он участвовал в проведении и разработке школьной реформы, включавшей в программу изучение родного языка и истории. Издатель научно-популярного журнала, сочинений гуманистов, автор книги «О начале и постоянном использовании законодательной власти» (1764), Коллар приобрел широкую известность тем, что выступил против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся его деятельность способствовала формированию словацкой патриотической традиции.
Призыв Коллара и его современников любить родной язык, быть патриотом своего Отечества был услышан новым поколением. В конце XVIII в. наблюдается подъем национальной культуры, подготовленный йозефинскими реформами. Упразднение ордена иезуитов (1773) и вытеснение их из сферы контроля над культурными процессами, школьная реформа, ориентированная на создание системы всеобщего начального обучения во всей монархии Габсбургов, реформа университетов и другие мероприятия создают условия для развития культуры эпохи национального Возрождения.