Учебное пособие
История психологии
Редактор Е. В. Сатарова
Технический редактор Е. Ф. Коржуева
Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко
Корректоры В. Т. Козлова, В. Н. Рейбекель
Диапозитивы предоставлены издательством.
Подписано в печать 28.02.2001. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная.
Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 34,0. Тираж 30 000 экз. (1 -и завод 1 -10 000 экз.).
Заказ № 274.
Лицензия ИД № 02025 от 13. 06. 2000. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 367-0798, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г. История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины. «Отцом истории» считается Геродот. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как само описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки.Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания. Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов. В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил и производственных отношений. В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.). В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство – сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002). История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.
|
|
|
|