Афро-христианские церкви
Другим направлением религиозных настроений христиан-африканцев было создание так называемых афро-христианских церквей. Речь идет о движениях, не только выступавших за организационное отделение от европейских христианских церквей, но и создававших собственную догматику. Догматы варьировались, но все они были проникнуты идеей об африканском происхождении истинного христианства, которое европейцы исказили, а африканцы теперь воскресили. Фактически движения за афро-христианскую церковь были протестом африканцев против чужеземного гнета.
До начала Первой мировой войны церковь во многом была центром духовной, социальной и политической деятельности африканцев. С христианством связывались мечты о прогрессе Африки. Образование организационно самостоятельных церквей было одним из первых проявлений протеста против белого господства и статуса неполноценности (расовой дискриминации).
Самостоятельная африканская церковь многое позаимствовала в доктринах «культурного национализма». В свою очередь, и она содействовала укреплению этого идеологического течения, используя музыку и национальную позицию в церковной службе. Она возрождала гордость африканской историей, собирая устные предания, изучая жизнь и деятельность африканских правителей и воинов, публикуя сборники поговорок. Организационно самостоятельная африканская церковь широко использовала возможности печати. До 10-х годов XX в. только в Нигерии на ее долю приходилось 80% всей печатной продукции христианских церквей.
|
|
Организационно самостоятельная африканская церковь поддерживала многие чисто политические выступления ранних националистов — в споре о земельной собственности, о расширении избирательных прав коренного населения. Частыми были случаи, когда одни и те же люди возглавляли и движение за африканизацию церкви, и кампании политического протеста против колониальных властей.
Первые африканские идеологи, прежде всего в регионе Западной Африки, оказали значительное воздействие на общественную жизнь современного им общества. Их теоретические положения были перенесены в программы создаваемых во второй половине XIX в. первых общественно-политических организаций, обнаруживаются в самом характере и целях этих организаций, в содержании и идеологической направленности ранней африканской прессы.
В авангарде борьбы африканцев за свои права шли жители Сьерра-Леоне и ее столицы Фритауна. В 1796 г. в ходе выборов в Комитет по управлению поселением Фритауна переселенцы (их называли еще креолами) выступили против избрания в него белых. Тогда ни один кандидат от европейцев не прошел в Комитет. В 1800 г. африканцы Фритауна подняли вооруженное восстание против английских чиновников в знак протеста против стремления отстранить их от руководства поселением. Эти неоднократные проявления протеста привели к расширению прав африканцев. Во Фритауне были учреждены выборный муниципалитет и суд присяжных. С 1820 по 1845 г. мэром города был африканец. Африканцы возглавляли большинство судов, под юрисдикцию которых
|
|
подпадали и англичане. Фритаун превратился в важный общественный центр в британской Западной Африке, в город, где осуществлялась подготовка самых разных специалистов. Между 1840—1880 гг. во всех английских колониях большинство клерков, учителей, священников, адвокатов были родом из Сьерра-Леоне.
В 1850-е годы среди африканцев усилилось недовольство властями. Торговцы были раздражены конкуренцией европейцев, чиновники — дискриминацией при продвижении по службе. Когда британские власти ликвидировали выборный муниципалитет, заменив его Законодательным советом из одних европейцев, африканцы выразили свое возмущение публично.
В 1853 г. во Фритауне возник Комитет корреспондентов, призванный вести в прессе кампанию за «конституционное право представительства» африканцев. Между 1855—1871 гг., например, в колонии издавалось семь африканских газет. В1858 г. возникл&Ассоциация купцов, направившая министру колоний петицию, где было выдвинуто требование создания в Сьерра-Леоне выборной ассамблеи. В том же году была образована организация «Молодая Сьерра-Леоне», добивавшаяся расширения участия африканцев в управлении колонией. И общество «Молодая Сьерра-Леоне» и Комитет корреспондентов стали первыми африканскими организациями, выдвинувшими политические задачи.
К концу XIX в. авангардом африканского национализма становятся Нигерия и колония Золотой Берег. Первой общественной организацией африканцев Нигерии стал учрежденный в 1855 г. Выборный комитет для разбора конфликтов среди эмигрантов, добившийся для себя особого статуса. В последующем общественные организации возникли в сфере торговли, просвещения, религии. Всего во второй половине XIX в. их стало около 20. Они ставили перед собой задачу защищать главным образом профессиональные интересы африканцев. Вместе с тем, в специализированных и просветительских организациях содержались элементы политической направленности.
Новая нигерийская элита, составной частью которой было купечество, стала довольно важным фактором в политической жизни колонии. Уже в 1869 г. африканские купцы направили английскому правительству петицию с требованием расширить свое участие в Законодательном собрании. Они же категорически резко выступили и против введения в стране в 1886 г. подворного налога. Администрация колонии была вынуждена его отменить. Это стало одной из первых уступок, вырванных африканцами с помощью методов политической борьбы.
На рубеже XX в. в столице Нигерии Лагосе издавалось 5.африканских газет и было 30 африканцев с высшим образованием. Всего в городе проживали 76 тысяч человек. Среди них было несколько тысяч клерков, механиков, мелких торговцев, слуг европейцев. Эти люди оказывали немалое влияние на общественную жизнь. В 1895 г. 5 тысяч лагосцев устроили демонстрацию у резиденции губернатора, протестуя против введения поземельного налога. В августе 1897 г. трудящиеся, обслуживавшие колониальные учреждения, провели первую в стране стачку. Забастовка 1897 г. знаменательна не только тем, что завершилась успехом рабочих: она могла вылиться в антиколониальное восстание.
В другой английской колонии Золотой Берег, благодаря союзу новой и традиционной элиты, середина XIX в. отмечена довольно крупными антиколониальными акциями. Так, в 1854 г. африканцы выступили против намерения ввести подушный налог. Через 10 лет Золотой Берег стал свидетелем политической борьбы между народностью фанти и колониальными властями, в ходе которой особенно проявили себя традиционные вожди, выступавших за свои права. К ранним примерам политической борьбы на Золотом Береге относятся и события 1872 г. В тот год европейцы отказались выплачивать вождям компенсацию за пользование африканскими землями. В колонии начались беспорядки, а затем и организованный бойкот европейских товаров.
|
|
Наиболее крупными политическими организациями африканцев, возникших на Золотом Береге, были Конфедерация фанти (с 1868 г.), Общество защиты прав аборигенов (с 1897 г.). Создание этих организаций было свидетельством тесного союза новой и традиционной элиты, явной попыткой новой элиты стать ведущей политической силой в стране; В их планы входила борьба за осуществление внутреннего cat моуправления на Золотом Береге.
Первое британское поселение Гамбии было основано в 1816 г. С 1867 г. признанным лидером африканцев в колонии стал Дж. Рефелл. По его инициативе и под его руководством жители
колонии направили в Лондон ряд петиций с протестом против дискриминации гамбийцев при приеме на государственную службу. В 1870 г. Рефелл возглавил движение против намерения Великобритании передать Гамбию Франции, как плату за уступки Франции в других районах Африки. В ходе этой кампании была выдвинута идея о самоуправлении Гамбии.
В 1871 г. в колонии была создана Туземная ассоциация — межэтническая организация, преследовавшая политические цели. Туземная ассоциация много лет вела борьбу за участие африканцев в управлении колонией. В 1883 г. она добилась большого успеха: поддерживаемый ею кандидат-африканец стал первым африканцем в составе Законодательного собрания. Туземная ассоциация настаивала на учреждении выборного муниципалитета, выделении денег на строительство и ремонт дорог, санитарного обеспечения для населения.