Городское ремесло и его организация

Борьба городов с сеньорами.

Средневековый город возникал на земле феодала и поэтому должен был подчиняться ему. В руках сеньора сосредотачивалась вся городская власть. Торговля и городские промыслы приносили немалый доход. Стремление феодала извлечь из города больше доходов приводило к комунальному движению (борьба между городами и сеньорами). Сначало горожане боролись за сокращение поборов, за торговые привилегии, затем встали и политические задачи: обретение городского самоуправления и права.От исхода этой борьбы зависела степень независимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, иногда после длительной вооруженной борьбы. Комунальная борьба была важной составной частью политической жизни средневековой Европы. Борьба происходила везде по разному. В южной Франции - без кровопролития. Графы Тулузы, Марселя, Монпелье являлись не только городскими сеньорами, но и государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако и не желали чтобы комуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Многие города Сев. и Средней Италии (Венеция, Генуя, Флоренция) в 9-12 вв. стали городами-гоударствами. В 11 в. власть графа сменилась властью епископа. В течение всего 11 в. горожане вели борьбу, которая сплотила все слои популяров (люди из народа), купцов и мелких феодалов. В 40-х гг. вооруженное восстание, в 50-х гг. - гражданская война. В конце 11 в. город получил статус комуны - во главе совет консулов. В Германии аналогичное положение заняли в 12-13 вв. наиболее значительные из имперских городов – Любек, Нюрнберг. Они управлялись городскими советами, имели право объявлять войну, заключать мир, чеканить монеты. Многие города Сев. Франции после упорной вооруженной борьбы получали независимость, но и не мало городов не могли добиться полного самоуправления (Париж, Орлеан и др.). Важнейшим результатом борьбы было освобождение от личной зависимости.


Производственную основу средневекового города составляли ремесла и ручные промыслы. Ремесленник подобно крестьянину был мелким производителем, который владел орудием произвосдства, самостоятельно вел свое хоз-во. Цель труда ремесленника – существование, а не обогащение. В отличие от крестьянства специалист ремесленник:

1)с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хоз-во;

2)он не столько нуждался в земле как средстве непосредственного производства.

Поэтому городское ремесло развивалось быстрее чем с/х и деревенское ремесло. В городском ремесле внешнеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место другие виды внешнеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно сословным феодальным характером городского строя. Это принуждение исходило уже от самих горожан. Характерной особенностью ремесла и др. видов деятельности во многих средневековых городах Зап. Европы была корпоративная организация (объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы-цехи, гильдии, братства). Цехи возникали потому что ремесленники нуждались в объединении для защиты своего производства и доходов от феодала, от конкуренции «чужаков». Главной функцией цехов было:

1)утверждение монополии на данный вид ремесла;

2)контроль над производством и продажей ремесленных изделий;

3)регулирование отношений мастеров с подмастерьями.

Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Каждый цех имел своего святого патрона, свою церковь и свою часовню. Цех был также организацией взаимопомощи обеспечивая поддержку нуждающимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: