АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 481
В 1856 г. состоялось заседание Общества сельского хозяйства, на котором было решено, что лучшим местом для организации сельскохозяйственной школы является Москва. В I860 г. имение «Петровско-Разумовское» было куплено правительством за 250 тыс. руб. На месте старого дворца Разумовского было заложено нынешнее главное здание. Тогда же был приглашен садовник Шредер, который занялся оформлением парка. Им же была посажена лиственничная аллея и другие аллеи в усадьбе будущей академии.
Московская сельскохозяйственная академия стала центром аграрного образования страны.
Свою главную задачу создатели академии видели в широком распространение знаний для всех желающих. Не было установлено никаких предварительных испытаний, окончания средней школы не требовалось. Это давало возможность пользоваться заведением лицам разных сословий, разной подготовки, с разным образованием. Экзамены же при прохождении курса академии были установлены только для желающих. До 1872 г. академию окончил один человек (т. е. сдал все экзамены и получил звание кандидата) - будущий профессор академии А. Н. Шишкин.
|
|
В 1869 г. совет впервые обсуждал вопрос о приеме в академию женщин сестер Федоровых и Лермонтовой. Совет решил ходатайствовать о приеме их. Однако министр не согласился с этим. В это же время московский генерал-губернатор сообщил министру, что по дошедшим до него слухам, некоторые женщины-нигилистки домогаются поступить в Петровскую земледельческую академию. Трое из них будто бы допущены на одну или две лекции без извещения о том министра. Одновременно сообщалось, что студенты водят женщин в свою общую столовую, и министр встревожено писал на полях донесения: «Неужели все это допускается?».
В 1872 г. было решено реформировать академию и превратить ее в регулярную высшую школу. В новом уставе вводилось требование предварительного окончания средней школы, и был установлен определенный учебный план обучения сроком на 4 года, введены обязательные ежегодные экзамены, создавались студенческие кадры. Повысилась плата за обучение -20 руб. за полгода, директору дано право увольнения студентов, ввели инспекцию, ввели форму. Форма была своеобразная, она отличалась от формы других высших школ, тужурка с зелеными кантами, вместо кокарды на фуражке серп и грабли, на наплечниках дубовый венок (академия была сельскохозяйственная и лесная). Устав гласил, что высшая сельскохозяйственная школа (Петровская академия) имеет целью дать молодым людям научное образование по сельскому хозяйству и лесоводству.
|
|
В 1880-1882 гг. в Академии усилились волнения студентов. Следствием всего этого был приказ о закрытии академии (прекращение приема), но студентам было разрешено закончить академию.
В 90-е годы XIX столетия было создано Министерство земледелия и во главе его стал, упоминаемый выше, известный специалист-профессионал по сельскохозяйственным вопросам А.С. Ермолов. Он сумел убедить Александра III в невозможности для земледельческой страны обходиться без высшей агрономической школы, в целесообразности восстановления таковой на старом месте, где имеются опытное поле и ферма, ценный плодовый сад, образцово организованная лесная дача и обширная библиотека, а близость Москвы позволяет использовать ряд других библиотек и облегчает консультации с
профессорами ряда московских высших Учебных заведений. И в 1894 году был создан Московский сельскохозяйственный институт, который в результате многочисленных преобразований существует сейчас в форме аграрного университета - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева. Вклад «Тимирязевки» в развитие аграрного образования советской и современной России непреходящ и велик.
В середине 50-годов XX столетия произошло еще одно важнейшее событие, которое дало новый импульс в подготовке специалистов аграрников. Их стали готовить в классических университетах, где создаются наиболее благоприятные условия для подготовки специалистов высшей квалификации. Обладая мощным научным потенциалом, в университетах все предметы преподают специалисты высшей квалификации. В СССР была претворена в жизнь идея Ю. Либиха, о том, что студенты могут слушать дисциплины из первых рук профессионалов - от химиков, биологов, ботаников, зоологов, физиков, математиков, экономистов ведущих свою исследовательскую работу в этих областях. Классические университеты позволили объединить в едином русле науку и образование.
В сегодняшнее время агротехнологическая и информационная революции, смена идеологии природопользования, социально-экономические преобразования требуют переосмысления системы сельскохозяйственного образования России. Учитывая значительное расслоение сельскохозяйственного производства (от примитивного до высокотехнологического) В.И. Ки-рюшин и многие другие известные российские профессора отмечают слабую практическую направленность агрономического образования при довольно обширной и разнообразной теоретической подготовке.
Студенты вузов вплоть до последнего времени не получают индивидуальной агрономической подготовки из-за ограниченности учебной базы, которая вовсе не ориентирована на самостоятельное выполнение ими всего комплекса полевых работ. Серьезных приводных механизмов внедрения научных разработок пока нет. Непосредственно к учебному процессу руководители и работники учхозов отношения не имеют; научные, учебные и производственные программы не координируются должным образом.
Разумеется, при такой системе о серьезной технологической подготовке студентов речи быть не могло в отличие от западноевропейских учебных заведений, где студенты персонально осваивают весь технологический процесс производства конкретной продукции на собственной учебной базе, и оценке подвергаются не только теоретические знания, но и произведенная ими учебная продукция.
Сельскохозяйственная образовательная политика, как и научно-техническая, - особая функция государства. Во всех развитых странах она тесно увязана с организацией научного обеспечения и инновационной деятельностью. Размещение научных и образовательных центров в сельском хозяйстве определяется в первую очередь природными условиями. Они должны быть приурочены к различным природно-сельскохозяйственным провинциям, как правило, сильно различающимся по условиям ведения сельского хо-