Аннотация.
Как составить тезисы
Тематический конспект
Свободный конспект
Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьезных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы
- Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
- Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
- Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы
- Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
- Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
- Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.
Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Тезисы — вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных, второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико - структурная схема текста.
1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).
3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого–это облегчит последующую работу с ними.
Аннотация — предельно сжатое, краткое изложение главного содержания текста. Основным отличием аннотации от реферата является то, что реферат дает представление о содержании оригинала, а аннотация — только о его тематике. Аннотация перечисляет, называет вопросы, проблемы оригинала, но не раскрывает их. Для аннотации характерно использование специальных оборотов, клише.
Структура аннотации:
1. Предметная рубрика. В этом пункте называется область или раздел знания, к которому от
носится аннотируемый материал.
2. Тема.
3. Выходные данные источника.
4. Содержание аннотации.
- Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
- Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
- Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
- Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
- Произнеси несколько раз новые слова, даты.
- Проговори вслух формулировки выводов, законов.
- Воспроизведи весь материал по плану.