Научись разъяснять закон

Учись правильно выражать свои мысли

1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.

2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.

3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.

4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.

5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова – паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь.

6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.

7. Ежедневно читай вслух по 15 – 20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

Учись работать над понятием

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действия:

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

Общий план изучения явления

Явление – то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо.

1. Внешние признаки явления.

2. Условия, при которых оно обнаруживается.

3. Сущность явления и механизм протекания.

4. Связь с другими явлениями.

5. Количественная характеристика (может и не быть).

6. Использование в практике.

Учись разъяснять теорию

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, объяснимых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Закон – связь и взаимозависимость каких либо явлений объективной действительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона.

Учись проводить сравнение.

Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения

1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

2. Сопоставь определение двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины сходства и различия.

Учись проводить анализ.

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на блоки

Учись проводить синтез.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Учись проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: