Тема 5. Лекция №5. Структура общения (2 часа).
Тема 4. Лекция №4. Место общения в жизни общества (2 часа).
Тема 3. Лекция №3. Методы социально-психологического исследования (2 часа).
Тема 2. Лекция №2. Методологические проблемы исследования (2 часа).
Тема 1. Лекция №1. Объект и предмет социальной психологии (2часа).
Содержание лекционного материала
Содержание учебного материала
Формы текущего контроля
Таблица 4
Распределение трудоемкости дисциплины
Таблица 3
Вид работы | Трудоемкость |
Общая трудоемкость | 3 зачетных единицы, 108 часов |
Аудиторная работа | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ) | |
КСР | |
Лабораторные работы(ЛР) | - |
Самостоятельная работа (всего) |
№ темы | Наименование тем | Форма текущего контроля | Разработано с участием представителя работодателей (указать организацию) |
Тема 1. Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии. | Составление терминологического словаря | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 2. Методологические проблемы исследования. Методы социальной психологии. | Подготовка презентаций | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 3. Методы социальной психологии. | устный опрос | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 4. Место общения в жизни общества. | Составление терминологического словаря | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 5. Структура общения. | выполнение индивидуального задания, тестирование | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 6. Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции. | тестирование | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 7. Проблема конфликта в социальной психологии. | выполнение домашнего задания | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 8. Проблема группы в социальной психологии | письменный опрос | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 9. Психология межгрупповых отношений Общие проблемы малой группы в социальной психологии. | выполнение индивидуального задания | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 10. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. | выполнение индивидуального задания | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 11. Массовые процессы в больших социальных группах. | Подготовка презентации | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 12. Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. | подготовка доклада с презентацией, тестирование | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 13. Личность в группе: социальная идентичность. | написание реферата (эссе) | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 14. Ролевое поведение личности и социальные установки. | выполнение домашнего задания, тестирование | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани | |
Тема 15.Прикладные проблемы социальной психологии. | коллоквиум | МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани МБОУ СОШ № 3 г.Славянска-на-Кубани |
Определение социальной психологии как науки. Место социальной психологии в системе. Изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы. Дискуссия о предмете социальной психологии. Социально-психологическая мысль в рамках психологической и социологической наук. Современные представления о предмете социальной психологии. Три подхода к предмету социальной психологии. Интрадисциплинарный подход. Задачи социальной психологии и проблемы общества.
|
|
|
|
Предпосылки возникновения социальной психологии. Философские концепции как предпосылки социальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. «Запросы» по решению социально-психологических проблем, которые возникают в различных смежных науках. Процессы подготовки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных «родительских» дисциплин: психологии и социологии. Характеристика первых форм самостоятельного социально-психологического знания. Первые исторические формы социально-психологического знания. Первые наиболее значительные социально-психологические теории: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Предпосылки социально-психологического знания в системе марксизма. Экспериментальный период развития социальной психологии. Бихевиоризм в социальной психологии. Роль психоанализа в развитии социально-психологических идей. Гуманистическая психология как основатель социально-психологического тренинга. Когнитивизм как идея рассмотрения социального поведения с точки зрения познавательных процессов. Интеракционизм – единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация социальной психологии.
Методологические проблемы в современной науке. Методология как три уровня научного подхода. Общая методология, частная (специальная) методология. Адаптация методологических принципов психологии и социологии в социальной психологии. Принцип деятельности в социальной психологии как пример адаптации методологии. Специфика научного исследования в социальной психологии. Основные проблемы социальной психологии: проблема эмпирических данных, интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий, проверяемость гипотез. Качество социально-психологической информации. Надежность информации.
Две группы методов: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования: методы сбора информации и методы обработки информации. Методы сбора информации: наблюдение, изучение документов, опросы, тесты, эксперимент (лабораторный и естественный). Дискуссионные проблемы эксперимента в социальной психологии.
Общественные и межличностные отношения. Понятие социальной роли. Место и природа межличностных отношений. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Единство общения и деятельности. Общение как важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.
Специфика обмена информацией между людьми. Средства коммуникации. Речь. Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Вербальная коммуникация. Проблема выяснения условия и способов повышения эффективности речевого воздействия. Убеждающая коммуникация. Невербальная коммуникация. Оптико-кинетическая система знаков. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Проксемика как специальная область социальной психологии. Визуальное общение – контакт глаз. Проблема интерпретации невербального поведения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения.
|
|
Природа и структура взаимодействия. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфликт. Степени продуктивной конкуренции. Способы разрешения конфликта. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия. Понятие идентификации. Связь между идентификацией и эмпатией. Рефлексия. Казуальная атрибуция. Эффект установки. Эффект ореола. Эффект «первичности и новизны». Стереотипизация. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция.