Методические рекомендации

Задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте главные итоги Второй мировой войны для стран Западной Европы и США. Покажите различие кон­кретных послевоенных ситуаций в отдельных странах (на примере 2—3 стран).

2. Дополните недостающие даты и названия событий:

а) образование ФРГ и ГДР — (год)

б)... — май-июнь 1968 г.

в) Карибский кризис —

г)... — апрель 1974 г.

3. Укажите, с историей каких стран, в какие годы связаны понятия, термины:

а) план Маршалла;

б) Берлинская стена;

в) голлизм;

г) Ольстерский кризис;

д) «зеленые».

4. Соотнесите события и даты:

а) всеобщая забастовка во Франции;

б) вступление ФРГ в НАТО;

в) Апрельская революция в Португалии;

г) начало деятельности М.Тэтчер в качестве премьер-ми­
нистра Великобритании.

1) 1974 г.;

2) 1955 г.;

3) 1979 г.;

4) 1968 г.

5. Отметьте, в каких из названных событий принимали не­посредственное участие США:

а) война во Вьетнаме во второй половине 60-х гг.;

б) создание Организации Варшавского Договора;

в) образование «общего рынка»;

г) принятие четырехсторонних соглашений по Афганиста­ну (1988 г.);

д) Карибский кризис.

6. Знаете ли вы факты? Ответьте на вопросы:

а) Сколько лет существовала ГДР?

б) Какое восточноевропейское государство стало одним из основателей Движения неприсоединения?

в) Кто из восточноевропейских лидеров конца 80-х — нача­ла 90-х гг. XX в- является профессиональным писателем?

г) Кого из восточноевропейских лидеров называли в его стране «гением Карпат»?

7. Определите, по какому признаку составлены ряды дат и имен:

а) 2 сентября 1945 г.; 17 августа 1945 г.; 1 октября 1949 г.; 26 января 1950 г.;

б) Хо Ши Мин, Мао Цзедун, Ю.Цеденбал, Ким Ир Сен;

в) Чан Кайши, Сухарто, Ли Сын Ман, Зия-Уль-Хак.

8. Назовите причины и основные события арабо-израиль­ского конфликта во второй половине XX в.

9. Объясните, что означают, к истории каких стран отно­сятся термины:

а) фундаментализм;

б) «интифада»;

в) аятолла;

г) ОПЕК;

д) Суэцкий кризис.

10. Соотнесите события и даты:

а) «Год Африки»;

б) первые нерасовые выборы в ЮАР;

в) освобождение Анголы;

г) создание Организации Африканского Единства;

д) Апрельская революция в Афганистане.

1) 1975 г.;

2) 1978 г.;

3) 1960 г.;

4) 1993 г.;

5) 1963 г.

11. Назовите основные социально-политические силы, при­ходящие к власти в странах Азии и Африки после их освобож­дения (получения ими независимости). Какие политические и экономические проблемы являются наиболее актуальными для освободившихся стран Азии и Африки?

12. Укажите, с историей каких стран, в какие годы связаны
события, явления:

а) «курс Неру»;

6) корейская война;

в) Африканский Национальный Конгресс;

г) «шестидневная война»;

д) подписание соглашений в Кемп-Дэвиде.

13. Определите, что объединяет имена:

а) Г.А.Насер, А.Садат, Х.Мубарак;

б) К.Нкрума, П.Лумумба, А.А.Нето;

в) Ф.де Клерк, Н.Мандела;

г) М.Чомбе, Мобуту Сесе Секо, С.Хусейн.

14. Сравните события конца 50-х — начала 60-х гг. на Кубе и 1970—1973 гг. в Чили (характер, движущие силы, формы борьбы, лидеры, исход событий).

12. Назовите и кратко охарактеризуйте основные периоды
истории международных отношений во второй половине
XX в.

15.Объясните, что означают термины:

а) «речь в Фултоне»;

б) «блоковая стратегия»;

в) «стратегический паритет»;

г) «стратегическая оборонная инициатива» (СОИ);

д) «Гринпис».

16. Укажите, что объединяет названные имена, даты:

а) Д.Хаммаршельд, У.Тан, Х.Перес де Куэльяр;

б) 1946-1954 гг., 1964-1973 гг.;

в) 1948—1949 гг., 1967 г., 1973 г., 1982 г.

17. Раскройте, какую роль играли контакты политических лидеров в советско-американских отношениях второй полови­ны XX в. (покажите на примерах 2—3 событий).

18. Соотнесите события и даты:

а) Карибский кризис;

б) начало корейской войны;

в) Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе;

г) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного
оружия в трех средах.

1) 1950 г.;

2) 1963 г.;

3) 1975 г.;

4) 1962 г.

Предлагаемая программа охватывает исторические события и факты в области международных отношений, протекавших на протяжении второй половины ХХ столетия. К началу 90-х гг. ХХ в. они предстали перед нами в виде достаточно сложившейся системы, отражавшей характер, задачи, проблемы и особенности взаимоотношений между государствами и их конгломератами в условиях так называемой «холодной войны». Следовательно, изучение этих событий требует учета и соблюдения определенных рекомендаций в рамках обозначенной учебной дисциплины.

Особенностью предлагаемой рабочей программы по учебной дисциплине «История международных отношений» является ее построение по хронологическому принципу и то, что программа содержит два раздела, освещающих особые периоды развития системы международных отношений после Второй мировой войны в ХХ веке.

Пользователи – преподаватели и студенты – при работе с данной программой должны обратить внимание на следующие аспекты:

1. Программа предусматривает соблюдение строгого хронологического принципа при освещении как отдельных событий в области международных отношений, так и в целом процесса их развития, поскольку система международных отношений, сложившаяся в 40-50-е гг. ХХ в. имеют внутреннюю логику развития.

2. При изучении и освещении отдельных событий и фактов в области международных отношений необходимо учесть, что они находятся в строгой соподчиненности и взаимозависимости. Следовательно, отход от данного принципа затрудняет возможность установления взаимосвязи отдельными периодами процесса развития системы международных отношений во второй половине ХХ века.

3. При рассмотрении вопросов тематики семинарских занятий по курсу прилагаемых к данной программе следует обратить внимание на логику их построения и объемность отдельных вопросов. Соблюдение данного принципа позволяет не только определить степень значимости предложенных вопросов, но и установить причинно-следственные связи между отдельными событиями, что позволяет воспроизвести целостную картину исторического факта.

На наш взгляд, вышеизложенные рекомендации могут облегчить работу всем желающим использовать данную программу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: