Русская история

Экзаменационные вопросы (I курс, заочное отделение, 1997/1998 г.)

1. Понятие «история». История как наука.

2. Основные сочинения по Русской истории.

3. Основные источники по русской истории – обзор.

4. «Русская правда». Характеристика источника.

5. «Повесть Временных лет». Характеристика источника.

6. Житие Александра Невского. Характеристика источника.

7. Поучение Владимира Мономаха. Характеристика источника.

8. Судебник 1497 г. Характеристика источника.

9. История создания Соборного Уложения 1649 г. Характеристика источника XV века.

10. Сказание о Мамаевом побоище.

11. «Задонщина». Характеристика источника.

12. Сочинения Андрея Курбского, переписка с Иваном Грозным.

***

13. Расселение славян; восточные славяне, занятия, быт, верования.

14. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.

15. Древнерусское государство X-XI вв.

16. Крещение Руси.

17. Киевская Русь в 1015-1019 гг. Усобица по смерти кн. Владимира Святославича.

18. Княжение Ярослава Мудрого.

19. Понятие «феодальная раздробленность». Причины феодальной раздробленности.

20. Вече и Княжеская власть в Киевской Руси.

21. Новгород Великий в XI-ХIII вв.

22. Северо-восточная Русь в XI-XIII вв.

23. Галицко-волынская Русь в XIII в.

24. Княжение Владимира Мономаха.

25. Русский город в домонгольский период.

26. Последствия и значение феодальной раздробленности.

27. Культура домонгольской Руси.

28. Татарское нашествие.

29. Борьба против агрессии с Запада в XII-XIII веках. Александр Невский. Довмонт Псковский.

30. Татарское иго в XIII-XIV в. Его последствия.

31. Причины возвышения Москвы. Политика Московских князей в XIII-XIV в.

32. Куликовская битва. Ее историческое значение.

33. Возникновение Великого княжества Литовского. Русско-литовские отношения в XIV-XV вв.

Грюнвальдская битва.

34. Княжение Василия Темного. Феодальная война во второй четверти XV века.

35. Флорентийская Уния и Московское государство.

36. Внешняя политика Ивана III. Стояние на реке Угре.

37. Внутренняя политика Ивана III. Присоединение Новгорода. Значение второго брака Ивана III.

38. Ереси; понятие и борьба с ними в XV веке.

39. Русская культура XIV-XV вв.

40. Политика Василия III. Второй брак.

41. Реформы Ивана IV. Избранная Рада. Казань и Астрахань.

42. Опричнина, Ливонская война в царствование Ивана Грозного.

43. Люблинская уния 1569 г. Причины и последствия. Брестская уния.

44. Начало освоения Сибири (кон. XVI – нач. XVII вв.).

45. Максим Грек.

46. Русская культура XVI века.

47. Борис Годунов и Россия в период его царствования.

48. Причины Смуты. Углическое дело.

49. Принятие Самозванца. Лжедмитрий I.

50. Правление Василия Шуйского. Семибоярщина.

51. Первое и второе земское ополчение. Прокопий Ляпунов. Минин и кн. Пожарский.

52. Русско-польские и русско-шведские отношения в период Смуты.

53. Патриарх Никон и вопрос о Церковном землевладении.

54. Характеристика царя Алексея Михайловича. Российское государство в период его правления.

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.

56. Война с Польшей во второй пол. XVII в.

57. Западное влияние во второй пол. XVII в.

58. Боярская дума и Приказная система в XVII в.

59. Социальный строй общества в XVII в.

60. Русская культура и образование в XVII веке.

1. Понятие «история». История как наука.

История существовала с глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Греки относили историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достостопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла в том, чтобы передать читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Поэтому в своем повествовании они стремились к правде и точности, но объективной мерки истины у них не существовало.

Стремление к точности уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы видим проявление этого прагматизма, т.е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять их происхождение из прошлого. На первых порах история определяется как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях.

Ко временам глубокой древности восходят и взгляды на историю, требующие еще и ее практической приложимости: история есть наставница жизни. От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для остальных. Такой взгляд на историю продержался и все средние века и дожил до наших времен (p.s. Платонов жил в начале 20 века).

С развитием западноевропейской философской мысли начинают слагаться новые определения исторической науки в зависимости от философской системы, определяется смысл и задача самой истории. Платонов считает, что все эти философии требуют от истории одного: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл. Т.е. появилось стремление излагать исторический материал систематически, руководствуясь определенной идеей. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она эти идеи брала вне истории и систематизировала факты произвольно.

Наукой история стала лишь в XIX веке, когда распространились идеи национализма, деятельно стала изучаться национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. Поэтому главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

ИСТОРИЯ же есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной ее целью признается систематическое изображение развития и изменения жизни отдельных исторических обществ и всего челове чества.

Эта задача требует больших усилий для ее выполнения. Для того, чтобы дать научно-точную картину какой-либо эпохи народной жизни или полной истории народа, необходимо:

1) собрать исторические материалы,

2) исследовать их достоверность,

3) восстановить точно отдельные исторические факты,

4) указать между ними прагматическую связь,

5) свести их в общий научный обзор или в художественную картину.

Русский историк изучает один только факт мировой исторической жизни – жизнь своей национальности. Для того чтобы понять сущность и значение того или иного факта в истории Руси, он может искать аналоги в истории всеобщей и полученными результатами служить истории всеобщей. Но этим его связь с общей историей ограничивается. Национальная история есть путь к национальному самосознанию. Знание прошлого помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего. Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей действительности и умеет понимать ее. Долг национальной истории – показать обществу его прошлое в истинном свете.

Итак, задача русской исторической науки – систематическое изображение русской исторической жизни, общей схемы исторического процесса, который привел нашу национальность к настоящему ее состоянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: