Княжение Ярослава Мудрого

Киевская Русь в 1015-1019 гг. Усобица по смерти кн. Владимира Святославича.

При Владимире государство являлось единым, сплоченным под предводительством православного правителя. У Владимира было 12 сыновей на княжествах в разных городах. После его смерти в 1015 г. началась кровавая усобица. Сын Владимира Святополк (про­званный впоследствии за свои преступления Окаянным), женившись на дочери польского короля Болеслава храброго и рассчитывая на его поддержку, объявил себя великим Киевским князем (1015-1016; 1017-1019). В ПВЛ говорится о том, что он убил своих братьев Бориса (которого хотел видеть приемником Владимир и верхушка власти) и Глеба. (И Святослава).

Однако его брат Ярослав, бывший в Новгороде наместни­ком великого князя Киевского, собрал большое войско из новгородцев и призванных ими на помощь варягов, пошел на Киев. Первый бой (под г. Любечем) Святополк, заручившись поддержкой печенегов, проиграл, и бежал к польскому королю Болеславу (тестю). Ярослав правил год в Киеве. Но в следующем 1017 году Святополк с польским войском (во главе с Болеславом) одерживает вторую битву (на берегах Буга). И без сопротивления сел княжить в Киеве. Тогда Ярослав бежит в Новгород, но новгородцы вместе с посадником Константином, сыном Добрыни, уговорили князя вновь идти на Святополка. Новгородцы собрали деньги на войну и в 1019 г. Ярослав вновь идет на брата, который к этому времени из-за ссоры изгнал Болеслава из Киева. Святополк, заручившись опять поддержкой печенегов, терпит поражение, бежит в Польшу, но погибает от ран где-то в районе Карпат. И Ярослав занимает ки­евский великокняжеский престол в 1019 г.

Хотя уже в это время была разобщенность среди братьев, Ярослав пытался упрочить свою власть. Он разослал преданных ему бояр в разные города и земли государства, которые требовали полного подчинения Киеву. Оказывавшие неповиновение сурово наказывались (как, например, брат Судислав). При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета: укреплялись города, строились крепости, украшался Киев, заключались браки княжеских детей с родовитыми фамилиями зарубежных государств.

Ярослав Мудрый (978-1054) сын киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. По смерти Владимира Святого (1015г.) русская земля раздробилась по числу его сыновей. Братья, враждуя из-за наследства, истребляли друг друга. Старший сын его Святополк (про­званный за свои преступления Окаянным) убил своих бра­тьев Бориса, Глеба и Святослава и «нача княжити в Киеве». Однако его брат Ярослав, бывший в Новгороде наместни­ком великого князя Киевского, собрал большое войско из новгородцев и призванных ими на помощь варягов, побе­дил Святополка (которому помогали поляки) и занял ки­евский великокняжеский престол в 1019 г.

Ярослав предпринимал ряд военных экспедиций против соседних земель и народов. В1030 г. он совершил успешный поход в землю прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев. Совершал он также похо­ды в землю Литовскую и в землю Мазовецкую. В 1043 г. имел место последний русский поход в Византию: Ярослав послал «на Греки» своего сына Владимира с большим войс­ком, но поход окончился полной неудачей.

Зато полным успехом закончилась борьба Ярослава с пе­ченегами, которым он нанес решительное поражение в бит­ве под Киевом в 1036 г. Затем Ярослав создает прочную защиту Руси против степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных окраин. Время правления Ярослава – это эпоха процветания Киевской Руси, ее политического единства и могущества. Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый.

В своей внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем Руси. Он способствовал распространению и упрочнению христианства в обширных пределах своего государства. Начинаются грандиозные, по тому времени работы. Вызывая мастеров из Византии, Ярослав строил храмы – один из самых знаменитых это Софийский собор – резиденция митрополита «Киевского и всея Руси». В 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских – Илларион, создавший церковно-политический трактат «Слово о Законе и Благодати». Возникают первые русские монастыри, в их числе Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.

Именно в годы правления Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Ярослав очень любил книги. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. По всей земле собирали детей и обучали их грамоте.

Внутренняя деятельность Ярослава была также направлена на укрепление и украшение стольного города Киева. В первой половине XI столетия Киев – растущий торгово-ремесленный, административный и культурный центр Руси – вновь расширяется. Значительно увеличившуюся территорию Киева Ярослав обнес новой линией укреплений и построил Золотые ворота. Киев в это время находился в оживленных торговых и дипломатических отношениях не только с Византией, но и с иными европейскими странами.

Время Ярослава – время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси, о чем говорит хотя бы тот факт, что его дочери стали королевами: Анна – французской, Елизавета – норвежской, а затем датской, Анастасия – венгерской. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде.

При Ярославе Мудром началась запись норм русского права, которая образовала впоследствии юридический сборник, известный под названием «Русская Правда».

19. Понятие «феодальная раздробленность». Причины феодальной раздробленности.

Нельзя представлять себе феодальную раздробленность как некую феодальную анархию. Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в свое­образную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть его все время слабела и была скорее номинальной. Отношения между князьями регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями. Цель усобиц в период раздробленности была уже иной, чем в едином государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет соседей.

Феодальная раздробленность на Руси появляется как следствие лествичного права, т.е. такого порядка наследования, при котором старшему в роде доставался наибольший удел, следующему по старшинству – второй по значимости удел и т.д. Лествичный порядок наследования начинает развиваться после смерти в 1054 году Ярослава Мудрого, когда Русская земля была поделена между его наследниками – пятью сыновьями и внуком от старшего сына, умершего еще при жизни Ярослава. Данная система наследования, по которой, в теории наследники согласно старшинству, передвигаются по лестнице наследования из удела в удел снизу доверху уже во втором поколении безнадежно запутывалась и все время ее существования служит примером бесконечных нарушений этого порядка. К тому же большое увеличение количества князей в последующий поколениях приводило к делению удельных княжеств на более мелкие по числу наследников. Наибольших размеров это дробление достигает в 13-14 веках в Северо-Восточной Руси.

Мне кажется, что здесь не следует говорить о каких-то племенных обычаях – в это время они уже достаточно стерлись. Налицо было единство языка, единство веры, единство письменности – это факторы, которые, бесспорно, стирали чисто племенные традиции, обычаи. Даже юридические нормы в XI веке становятся более или менее общеупотребительными. …

Мне кажется, что одной из причин раздробленности Руси является причина политическая: наличие лествичного права. Вторая причина … Отсутствие экономического единства или, как скажут экономисты XIX века, отсутствие всероссийского рынка… (Если говорить об экономических причинах раздробленности, то тут надо отметить отсутствие экономического единства, когда каждый город, каждая волость, имели свою хозяйственную округу).

Значение феодальной раздробленности. [Кроме политического и экономического] существует, … культурно-исторический аспект. Именно в период феодальной раздробленности расцветает древнерусская культура…. Культура – это духовное творчество, зафиксированное в произведениях архитектуры, литературы, живописи, скульптуры, музыки и еще одного вида искусства – прикладного искусства. Получается любопытное наблюдение: когда государственность ослабевает, когда политическая и экономическая ситуация не самая блестящая, как раз духовная жизнь, может быть достигает определенных высот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: