Русско-польские и русско-шведские отношения в период Смуты.
Начать описание русско-польских отношений в этот период должно с появления Лжедмитрия I, так как помогали ему в его претензиях на московский престол польские паны. Когда Лжедмитрий стал царем, помогавшие ему поляки получили право пользоваться привилегиями. Они заносчиво относились к москвичам, грабили, чинили беспредел, и понятно, что любви к себе не вызывали. Когда с Лжедмитрием, равно как и с его польскими помощниками было покончено, и воцарился Василий Шуйский, который тоже не вызывал доверия у народа, тогда начались всеобщие волнения и смуты. Против боярского царя вспыхивали восстания. Объявился второй Лжедмитрий, к которому примкнули большие отряды польских и литовских авантюристов. Расположились они в Тушино. Василий Шуйский был не в силах одолеть тушинцев и обратился за помощью к шведам, которые согласились прислать войска. Во главе с князем Михаилом Скопиным-Шуйским им удалось освободить север страны и двинуться к Москве. Однако вмешательство шведов вызвало недовольство польского короля Сигизмунда, который хотел использовать смуту в своих интересах. В сентябре 1609 г. его войско перешло границу и осадило Смоленск. «Тушинский вор» испугался Скопина-Шуйского и бежал, оставив тушинцев, которые позвали на царство сына короля Сигизмунда Владислава (февраль 1610 г.). В марте 1610 г. тушинцы разбежались, и Скопин-Шуйский торжественно вошел в Москву, однако вскоре умер (возможно был отравлен). К городу стал подступать «тушинский вор», польское войско под командой гетмана Жолкевского разбило московское войско, Василия Шуйского свергли и постригли в монахи. Править стал Боярская Дума («семибоярщина»), которая и решила призвать на царство польского королевича Владислава. 27 августа Москва присягнула Владиславу, но король Сигизмунд не хотел отпускать сын, ни позволить ему принять православие (непременное условие), а хотел царствовать сам. В сентябре 1610 г. Москва была занята поляками, а в июле 1611 г. шведы заняли Новгород. Поляков терпели до тех пор, пока была угроза от «тушинского вора», когда же его убили в декабре 1610 г., то стали раздаваться призывы к восстанию. В июне 1611 г. поляки взяли Смоленск, а первое земское ополчение не имело успеха из-за внутреннего несогласия. Второе земское ополчение, началом которого можно считать сентябрь 1611 г., во главе с К. Мининым и Д. Пожарским смогло добиться успеха. 22 октября 1612 г. Москва была взята и освобождена от поляков. Земский собор 1613 г. постановил не приглашать на царство иноземного правителя, а выбрать своего, коим оказался 16-летний Михаил Романов. Москва была освобождена, но Смоленск и Новгород пока оставались в руках польских и шведских завоевателей.
|
|
В 1649 г. на земском соборе было принято «Соборное уложение». Это был первый в русской истории систематизированный закон. В нем содержится материал практически по всем отраслям права того времени. Одна из глав Уложения (Глава 13) называется «О монастырском приказе». Против этой главы и выступил Никон, став патриархом в 1652 г. В этой главе Соборного уложения содержались постановления, не меняющие принципиально политики государства в отношении Церкви. В тяжелый период послесмутного времени, когда восстанавливались все государственные механизмы торговли, судебно-правовой системы и др., проводилась политика объединения страны, политика единого подхода к землям. Государство не хотело ограбить Церковь, а упразднить удельную традицию распоряжения огромными земельными имуществами, которые, находясь под юрисдикцией патриарха, являлись самостоятельными владениями. На этих землях должно быть такое же управление государством, как и везде. Патриарх Никон усмотрел в этом именно факт ограбления Церкви. Он противопоставил Церковь и государство, вся его борьба, чисто политическая, ведется против монастырского приказа, и он добивается того, что приказ, объявленный законом, не действует. Монастырский приказ не должен был подобрать под себя все территории – оставалась собственно патриаршая область, которая сохраняла старое управление. Его епархия-область изъята из ведения Монастырского Приказа. Все боярские, дворовые, приказные люди и крестьяне патриарха судились и управлялись по старому, т. е. патриаршими чиновниками. Но Никон и этого не желал допускать. Сам Никон как патриарх владел грандиозным количеством земель. Алексей Михайлович в период своего расположения к Никону дарил ему большие угодья. Важнейшим фактором стабильности в России всегда был союз Церкви и государства. В данном случае Церковь в лице патриарха Никона противопоставила себя государству. Протестом против монастырского указа как бы создавалось еще одно государство внутри России.
|
|
Большая реформа 1649 г. не называется еще общим термином «секуляризации», потому что самое право на церковные земли, на экономику в них и доходы не отнималось еще у духовенства, церквей и монастырей. Церковь по-прежнему и еще надолго оставалась крупнейшим землевладельцем, хотя Уложение можно назвать предтечей будущей земельной секуляризации 1764 г.