Структура и содержание дисциплины (модуля) История науки и техники
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История науки и техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать:
- периодизацию в развитии науки и техники;
пути развития как отдельных научно-технических направлений так и в целом науки и техники;
области научной и технической мысли; важнейшие события, достижения человечества;
выдающихся персоналий мировой истории и их вклад в развитие цивилизации;
методологические подходы к анализу сложных историко-технических проблем;
· Уметь:
· Владеть:
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13);
осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
|
|
способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лек | сем | КСР | СРС | |||||
модуль 1 | ||||||||
Тема 1. Методологические основы истории науки и техники как учебной и исследовательской дисциплины. | проверка на семинарах, тесты | |||||||
Тема 2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке. Историческая обусловленность этих представлений. | проверка на семинарах, тесты | |||||||
Тема 3. Возможности региональной оценки уровня знаний и технологических возможностей доцивилизованного развития человека. | устный опрос, тесты | |||||||
Тема 4. Знание о мире и человеке в древних цивилизациях. Уровень их технологического развития. (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Крито-микенская культура, цивилизации доколумбовой Америки). | таблица «Научные достижения в Античности и в средние века» | |||||||
Тема 5. Научная и техническая культура Античности. География, этапы, достижения, специфика. | тесты | |||||||
Тема 6. Освоение античного наследия, пути и специфика. Научное знание и технические достижения средневековой Европы. “Восточная ветвь” античной науки и становление рационального знания древней Руси. | устный опрос | |||||||
модуль 2 | ||||||||
Тема 7. Европейское Возрождение. Становление новой картины мира. Леонардо да Винчи как предвестник новой научной культуры. | устный опрос | |||||||
Тема 8. Научная революция ХVII века: истоки, этапы, структура, герои, результаты. Сциентизация европейского общества. | устный опрос | |||||||
Тема 9. Промышленная революция. Формирование нового интеллектуального и деятельностного пространства в Старом и Новом свете. | устный опрос | |||||||
Тема 10. Осознание границ применения классического естествознания. Начало формирования квантово-механических представлений о мире. Взаимосвязь процессов в науке, технике, искусстве, социальной жизни. | устный опрос | |||||||
Тема 11. Научно-техническое развитие в середине 20 века. Возможности и опасности прямого воздействия на мир и человека. Место науки в современной жизни и социальная ответственность ученого. | устный опрос | |||||||
Итого |
Итоговый контроль- зачет. Условием допуска к зачету является выполнение в срок всех заданий.
|
|
Изучение дисциплины «История науки и техники» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары), так и интерактивных (проекты, дебаты) образовательных технологий.
На проблемное обучение ориентированы проблемные семинары, дебаты. В качестве исследовательских технологий предлагается подготовка и защита проектных работ по нескольким разделам курса. Разработка проектов осуществляется как по группам, так и в индивидуальном порядке, в зависимости от формата рассматриваемой проблемы.
Предполагается работа с Интернет-ресурсами, подготовка проектов, рефератов, изучение дополнительной литературы.