Темы эссе к Модулю 1 (ПР-3)

Студентам предлагается написать эссе на следующие темы (по выбору):

1. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор).

2. Учение Гераклита - первая развернутая концепция души.

3. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ).

4. Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды.

5. Сократ и его учение о душе - начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека.

6. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона.

7. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания.

8. История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа.

9. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина.

10. Психологические идеи в русле раннехристианской патристики.

11. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина.

12. Зарождение сакрального подхода к проблеме души.

13. Сравнительная характеристика номинализма и реализма.

14. Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра.

15. Общая характеристика достижений духовной психологии.

16. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике.

17. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения.

18. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII в.

19. Проблема поведения и развития рефлекса в работах Р.Декарта.

Тест рубежного контроля к Модулю 1(ПР-1)

1) Укажите, что из нижеперечисленного не является предметом исследования истории психологии:

а) Анализ изменений взглядов на предмет психологии

б) Анализ изменения взглядов житейских представлений о психике

в) Анализ изменения взглядов на содержание психологии

г) Анализ изменения взглядов на методы изучения психики

2) Назовите метод историко-психологических исследований, предполагающий учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы ____________________________

3) Установите соответствие между названием метода историко-психологических исследований и его описанием

1. Историко-функциональный метод

2. Биографический метод

3. Методы категориального анализа

4. Историко-генетический метод

а) с помощью данного метода анализируется преемственность высказываемых идей

б) метод, предполагающий учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы

в) согласно этому методу изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период

г) метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого

4) Укажите, что то не является задачей истории психологии:

а) изучить закономерности развития знаний о психике

б) раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения

в) исследовать биографии известных ученых

г) изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки

5) Особенностью мифологического мышления не является:

а) Антропоморфизм

б) Атеизм

в) Анимизм

г) Гилозоизм

6) Каким термином определяется «одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование

_____________________________________________

7) Апейрон (предвестник атома) всеобщим субстратом считал:

а) Платон

б) Гераклит

в) Анаксимандр

г) Фалес

8) "Научно-учебный центр" в Афинах, названный Академией, создал:

а) Аристотель

б) Платон

в) Демокрит

г) Сократ

9) Назовите имя античного философа, в работах которого выдвинуты следующие идеи: материальность (огненность) души; зависимость законов души от Логоса; внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование) и соотношение познавательных и побудительных сил:

___________________________________

10) Наукой о «самосознании» психология стала в работах:

а) Аристотеля

б) Платона

в) Плотина

г) Лукреция

Ключ к тестовому заданию:

№ пункта Правильный ответ
  б
  Методы категориального анализа
  1 – а, 2 – г, 3 – б, 4 - в
  в
  б
  Анимизм
  в
  б
  Гераклит
  в

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: