Студентам предлагается написать эссе на следующие темы (по выбору):
1. Протофилософский этап развития античной психологической мысли (Фалес, Анаксимен, Анаксагор).
2. Учение Гераклита - первая развернутая концепция души.
3. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ).
4. Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды.
5. Сократ и его учение о душе - начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека.
6. Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона.
7. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания.
8. История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа.
9. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина.
10. Психологические идеи в русле раннехристианской патристики.
11. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина.
12. Зарождение сакрального подхода к проблеме души.
13. Сравнительная характеристика номинализма и реализма.
14. Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра.
15. Общая характеристика достижений духовной психологии.
16. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике.
17. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения.
18. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII в.
19. Проблема поведения и развития рефлекса в работах Р.Декарта.
Тест рубежного контроля к Модулю 1(ПР-1)
1) Укажите, что из нижеперечисленного не является предметом исследования истории психологии:
а) Анализ изменений взглядов на предмет психологии
б) Анализ изменения взглядов житейских представлений о психике
в) Анализ изменения взглядов на содержание психологии
г) Анализ изменения взглядов на методы изучения психики
2) Назовите метод историко-психологических исследований, предполагающий учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы ____________________________
3) Установите соответствие между названием метода историко-психологических исследований и его описанием
1. Историко-функциональный метод
2. Биографический метод
3. Методы категориального анализа
4. Историко-генетический метод
а) с помощью данного метода анализируется преемственность высказываемых идей
б) метод, предполагающий учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы
в) согласно этому методу изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период
г) метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого
4) Укажите, что то не является задачей истории психологии:
а) изучить закономерности развития знаний о психике
б) раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения
в) исследовать биографии известных ученых
г) изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки
5) Особенностью мифологического мышления не является:
а) Антропоморфизм
б) Атеизм
в) Анимизм
г) Гилозоизм
6) Каким термином определяется «одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование
_____________________________________________
7) Апейрон (предвестник атома) всеобщим субстратом считал:
а) Платон
б) Гераклит
в) Анаксимандр
г) Фалес
8) "Научно-учебный центр" в Афинах, названный Академией, создал:
а) Аристотель
б) Платон
в) Демокрит
г) Сократ
9) Назовите имя античного философа, в работах которого выдвинуты следующие идеи: материальность (огненность) души; зависимость законов души от Логоса; внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование) и соотношение познавательных и побудительных сил:
___________________________________
10) Наукой о «самосознании» психология стала в работах:
а) Аристотеля
б) Платона
в) Плотина
г) Лукреция
Ключ к тестовому заданию:
№ пункта | Правильный ответ |
б | |
Методы категориального анализа | |
1 – а, 2 – г, 3 – б, 4 - в | |
в | |
б | |
Анимизм | |
в | |
б | |
Гераклит | |
в |