В первой половине XIX в.
Глава ΙΧ. Политико-правовые концепции в Европе
Реакция политической и правовой мысли, политических силна французскую революцию.
Английский консерватизм. Э. Берк. Консервативная политико-правовая мысль во Франции. Ж. Местр. Л. Бональд. Историческая школа права (Германия). Научная и политическая оценка исторической школы права.
Английский, французский, немецкий либерализм. Основные идеи И. Бентама, Ц. С. Милля, Б. Констана, В. Гумбольдта о государстве и праве.
Политико-правовые теории французских и английских социалистов. Идеи и проекты А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
Проблемы государства и права в социологии О. Копта.
§1. Первая половина XIX столетия – период чёткого
обособления основных современных идеологий
В Западной Европе первая половина XIX столетия – это время дальнейшего утверждения и упрочения во многих странах буржуазного, капиталистического уклада жизни. Отношение к этому историческому процессу различных социально-политических сил было неоднозначным. Дворянско-аристократическим, феодально-монархическим кругам слишком радикальным казался отказ от прежних социальных порядков и ценностей, и они желали восстановить былые привилегии и старые добуржуазные порядки. Промышленно-торговую буржуазию, наоборот, не устраивали остатки феодальных устоев, поэтому, стремясь покончить с сословным неравноправием, они способствовали активизации радикальных, демократических перемен. Разорившиеся крестьяне, ремесленники и мелкие собственники обвиняли капиталистическую систему, ввергнувшую значительные слои населения в бедственное положение. Все эти умонастроения получили отражение и в политико-правовой мысли.
|
|
В начале XIX в. сложились три группы мыслителей: консерваторы-традиционалисты, либералы и социалисты.
Консерватизм (лат. conservare – охранять, сохранять) возник как реакция феодальной аристократии на события Великой французской революции, которая рассматривалась ею как причина общественного хаоса и разрушения.
Родоначальниками европейской консервативной мысли считают британского философа и государственного деятеля ЭдмундаБерка (1829-1891гг.), французского публициста и общественного деятеля Жозефа де Местра (1754-1821гг.), немецкого историка-правоведа Фридриха фон Савинъи (1779-1861гг.).
Основные положения консервативной идеологии возникли как противопоставление взглядам просветителей, идеям периода Французской революции. Наступательному, гуманистическому лозунгу революции «Свобода, равенство, братство» де Местр в конце XVIII в. противопоставит свой девиз-триаду: «папа – король – палач».
|
|
Но в целом консерватизм этого времени не был последовательно реакционным течением, он близок традиционализму, который ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых её оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, т.е. во всем том, что, на взгляд консерваторов, сплачивает общество, обеспечивает его единство и преемственность в развитии. Он выражен в понятии порядка, существовавшего изначально, с которым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок.
Наибольший интерес представляет учение консерватизма о природе государства и общества. Консерваторы-традиционалисты отвергали основную идею просвещения о возможности рассмотрения общества исключительно с позиций разума и естественно-правовой теории. По их убеждению, государство и общество – это не изобретение человека, а продукт существующей изначально, подобно органической природе, естественной эволюции, это сложное органическое целое, все части которого так взаимосвязаны, что изменение любой из них подрывает устойчивость всего общественного целого.
Органичность и целостность общественной жизни предполагает естественность жесткого иерархического порядка, функциональное и соответственно политическое деление людей. Из всего этого вытекает естественный характер их неравенства и противоестественность всякого изменения. Тем самым навязывается мысль, что революция, беспорядки не принесут ничего, кроме вреда.
Консерватизму свойствен пессимизм. Оптимистическому взгляду просветителей на природу человека, разум и воля которого в состоянии перестроить государство на рациональных началах, они противопоставили идею о прирожденном несовершенстве человека. Берк, к примеру, высмеивал мысль, что общество или государство можно создавать и изменять по желанию людей, по заранее намеченной программе или какой-либо социальной теории. Все попытки на этот счет, по его мнению, «приводили лишь к новым бедам или усиливали старые». Нужно опираться только на опыт. Общество само постепенно совершенствуется по внутренним законам, коренящимся в прошлом. Решающее значение в жизни, утверждали консерваторы, имеют привычки, вкусы, традиции людей. Поэтому основным критерием общественного развития они считали изменение обычаев и характера народа. Одно из самых тяжких обвинений, выдвинутых ими против революции, сводилось к тому, что революция разбила все традиции, в которых проявлялась мудрость народного быта, выработанная в ходе длительного опыта.
Характерным для системы взглядов консерваторов было также отрицательное отношение к естественно-правовой теории. Де Местр, к примеру, считал, что права человека (свобода, равенство и др.), вытекающие из природы, – это всего лишь фикция ума. Начало всякого института, в том числе и права, по его мнению, во тьме истории, причем гораздо большую роль при этом играли инстинкты и импульсы, нежели разум.
В трактовке природы права у Берка также преобладают принципы историзма. Право каждой страны, утверждал он, складывается в результате длительного исторического процесса. Конституциональный строй, по Берку, не дело законов или разума, а порождение национального духа и традиций. При этом он ссылался на конституцию Англии, которая создавалась несколько веков. Кроме того, консерваторы не были сторонниками идеи всеобщего равенства, лежащей в основе концепции прав человека. Люди, полагал Берк, по природе своей неравны, и всякое общество это признает. Существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности, заявлял Берк. Сохранение неравенства равнозначно сохранению самого общества. Столь же последовательно неравенство отстаивалось и в политической сфере.
|
|
Искусственной фикцией считали идеологи консерватизма волю большинства, народное верховенство. Человек, как писал де Местр, не может создать даже насекомое или былинку, но вообразил, что он источник верховной власти, и стал творить конституции. Берк утверждал, что народный суверенитет – это «самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу».