Теории социального государства
Понятие «социальное государство» используется для характеристики такого государства, которое осуществляет политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Разработка концепции социального государства и практический переход правительств ряда западных стран к социально ориентированной политике – одно из главных теоретических и практических достижений XX столетия.
Контуры такой политики впервые были обозначены в Германии в 80-е гг. XIX в., когда правительство Бисмарка, стремясь ослабить влияние социал-демократов, осуществило ряд мер по повышению «благосостояния рабочих». В 1919 г. социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Это получило закрепление в Веймарской конституции – первой конституции, наделившей граждан социальными правами: правами на объединения в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности.
|
|
Процесс формирования концепции социального государства был длительным и сложным. Он прерывался экономическим кризисом 30-х гг., второй мировой войной, тормозился либералами, которые отказывали государству в каких-либо функциях регулирования экономических отношений. С их точки зрения нет объективных критериев социальной справедливости и потому бессмысленным является и само понятие «социальная справедливость». Следовательно, считают они, принципиально невозможно справедливое перераспределение доходов среди различных социальных групп.
Эта политическая и идеологическая риторика маскировала несовершенство государств либерально-демократического типа, их неспособность обеспечить социальные права и достойный уровень жизни всем своим гражданам.
И лишь ряд новых факторов, в полную меру проявившихся в первой половине XX в.: обострение классовой борьбы, революционные процессы, советский опыт решения социальных проблем, переход к постиндустриальным технологиям производства, – вынудил правящие круги западных стран отказаться от либерально-демократической общественной модели в пользу социально-демократической, признать, что в современных условиях государство не может ограничиваться лишь установлением и защитой правового равенства граждан, но должно принимать меры к тому, чтобы те обладали реальной возможностью удовлетворения своих насущных материальных и духовных потребностей, равно как и участием в политической государственной жизни.
Вскоре после второй мировой войны в политическую и правовую литературу вошел и сам термин – «социальное государство», в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «soziales Rechtsstat», которое переводится как «социальное правовое государство». Затем эта формула появилась в программных документах многих политических партий, а также в конституциях Франции и Испании.
|
|
Социальное государство в 50-е гг. понималось как государство, политика которого направлена на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов.
Согласно современным представлениям, социальное государство для достижения своих целей призвано обеспечивать следующие задачи и принципы организации жизнедеятельности общества: конституционные гарантии гражданских, политических, экономических и официальных прав личности; многоукладность экономики, включающей частную, коллективную и государственную формы собственности; сочетания плановых и рыночных механизмов общественного производства; доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; заботу властей о создании условий для всеобщей занятости населения; государственную поддержку малоимущих категорий граждан; организацию эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями; разработку и осуществление государственных программ в области демографической политики, охраны окружающей среды, защиты национальной культуры и др.
Ныне и замысел социального государства (реальные гражданские права для всех), и его метод (перераспределение доходов) являются общепризнанными как в научных, так и в политических кругах. Но общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как «государство социальных услуг», важнейшими задачами которого являются умиротворение общества, утверждение в общественной жизни отношений солидарности и социального партнерства. Социал-демократы рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели – демократическому социализму. Идеологи средних классов и демократически настроенная интеллигенция занимают промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов. В их среде оформилась теория государства всеобщего благоденствия.
Создателем этой теории считают шведского экономиста и государственного деятеля Карла Гуннара Мюрдаля (1898-1987гг.). Суть концепции государства благоденствия он сформулировал следующим образом: «мирно и без революции – а фактически взамен революции – проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику в соответствие с интересами большинства граждан».
Отличительными признаками такого государства называют смешанную экономику, ответственность государства за занятость, социальные услуги и расширение доходов, децентрализацию политической власти, народный контроль над политическим процессом, отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев, их участие в распределении социальных благ, сочетание рыночных отношений с государственным планированием и др.
Ныне в законодательстве, в официальных документах западных стран понятие «государство благоденствия» используется крайне редко. Его фактически вытеснил термин «социальное государство». Но дело здесь не в терминологии, а в том, что теория государства благоденствия утратила целостный характер, поскольку социально-экономическая практика последней четверти XX в. опровергла многие её положения.