Теории возникновения средневековых городов

Билет 17

Реформация во Франции.

Распад Франкской империи.

Билет 16

Наивысшей степени развития и расширения территории Франкское государство достигло при Карле Великом, сыне Пипина. Вновь победив лангобардов, Карл Великий присоединил их владения в Италии к Ф. г. (774), завоевал земли саксов (772–804), отвоевал у арабов область между Пиренеями и р. Эбро (785–811). Продолжая политику союза с папством, Карл добился от папы Льва III коронования императором в 800 году, что представляло попытку восстановитьЗападную Римскую империю и укрепить власть Карла Великого над многоплемённым населением Франкского государства. Эта империя в исторических источниках называется Франкской империей, Каролингской империей или Империей Запада.

После смерти Карла – Людовик Благочестивый (814-840). Начался постепенный распад империи. Причины: отсутствие прочных эк.связей, сепаратизм крупных земельных магнатов, особая политика католической церкви, резкое сокращение свободного населения – численности войск, этническая пестрота. 843 - окончательный распад империи – 3 внука Карла Великого заключили «Верденский договор» - империя делилась на 3 части: Лотарь - Срединное королевство (Италия, Лотарингия, Прованс) – получил титул императора. Его государство быстро дробилось, стало добычей завоевателей. Карл Лысый - Западно-Франкское королевство (Франция), Людовик Немецкий - Восточно-Франкское королевство (Германия). Титул императора существовал до смерти в 924 году Беренгара I Фриульского, после чего императоры больше не избирались.

Как и во многих других странах Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическими идеями, проповедываемыми здесь Лефевр д’Этаплем. Он выдвинул 2 принципа будущей Реформации: оправдание верой и Священное Писание – единственный авторитет.

В 20—30-х гг. XVI в. среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм. БриссонЕ из Мо – основатель 1 лютеранской общины. Но северная часть выступила против Реформации, т.к. католицизм был символом нац.единства. Реформация распространялась среди населения юго-западной Франции.

1547 – смерть Франциска 1, Генрих 2 – борьба против реформации. «Огненная палата» - трибунал для суда над протестантами.

Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40—50-м гг. К кальвинизму помимо ремесленников и буржуазии примкнула часть дворянства.

Религиозные противоречия среди дворянства не проявлялись пока шли Итальянские войны, но в 1559 г. они закончились и начались гражданские (религиозные войны).

Пытаясь ответить на Вопрос о причи­нах и обстоятельствах возникновения средневековых городов медиевисты XIX и XX вв. выдвигали различные теории. «Романистическая» теория (Савиньи, Ренуар), считала средневековые го­рода прямым продолжением поздних античных городов. Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины. Бурговая» теория (Кейтген, Мэтланд) Усматривала зерно города в крепости-бурге и бурговом праве. «Марковая» теория (Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. ««Рыночная» теория (Зом, Шредер, Шулыпе) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить "бурговую" и "рыночную" теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта - бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору - межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю - купечеству. Согласно этой "торговой" теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.

учета социально-экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной структуры.

Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.

В отечественной медиевистике проведены солидные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. В последние годы, однако, проявляется тенденция рассматривать все многообразие социальных характеристик средневекового города, притом от самых истоков. Город определяется как не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: