Заповедей

Мицвот

Основу требований Бога у горы Синай составляют 10 заповедей, четыре из них посвящены отношению с Богом, шесть – социальной жизни людей. Причём (и это очень важно!) запрещаются не только некоторые действия («не убий»), но и намерения, ещё не ставшие поступком («не желай»). Синайское откровение датируется концом XIII в. до н. э.

«И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота [4] Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20.1–17).

Разумеется, евреи постоянно нарушали эти принципы, однако важно, что, даже нарушая их, евреи сознавали нарушение именно как нарушение Союза с Богом.

Зафиксированная в Торе воля Бога не ограничивается Десятью заповедями. Еврейская традиция насчитывает 613 мицвóт (множественное число от слова «мицва» [5]): 365 запретов и 248 предписаний. Все эти мицвот представляют собой единую систему, где одно естественным образом вытекает из другого (для религиозного еврея).

В еврейской религиозной практике человек не рассматривает мицвот как тяготу и нагрузку, не сверяет каждый поступок с неким справочником, порой забывает о них вообще, т. е. выполнение обязательств перед Богом становится настолько естественным образом жизни, что лишь он один способен приносить внутреннее удовлетворение и радость.

В идеале каждый шаг, жест и поступок еврея от утреннего пробуждения до вечернего сна, от рождения до смерти должны определять 613 повелений и запретов. Выполнять их – значит «ходить перед Богом» и «быть непорочным». Тщательное соблюдение их продиктовано заботой ни на миг не остаться без Бога, не отгородиться от Его любви.

При исполнении многих из мицвот возникало немало вопросов. Еврейская мысль веками искала на них ответы, исходя из двух принципов: абсолютной непререкаемости повелений, идущих от Бога, и разнообразия житейских и исторических обстоятельств, предполагающих различные подходы к выполнению данных Богом мицвот. Еврейские мыслители старались уточнить их смысл, чтобы предотвратить даже малейшую возможность нарушения, выяснить условия, необходимые для их выполнения.

Предпринимались попытки выяснить и объективное содержание заповеданного Богом. Если взять, например, заповедь «не убий», то формально она противоречит смертной казни, а в некоторых случаях и защите собственной жизни. Каким образом её можно осуществлять в мире, где ведутся войны, а преступники посягают на человеческую жизнь? Четвертая заповедь предписывает «святить» день субботний. Что это означает? Почему нельзя в этот день работать? Как, собственно говоря, следует понимать сам термин «работа»? Или такая проблема: можно ли нарушить одну заповедь для выполнения другой? Иными словами, оправдывает ли цель средства? Еврейская традиция отвечает на этот вопрос категорическим отрицанием, правда, с одним единственным исключением: ради спасения жизни может быть нарушено большинство мицвот.

Кто такой еврей?

Еврей – тот, кого родила еврейка, а также тот, кто принял иудаизм. В иудаизм есть вход, а выхода уже нет. Еврей, отказавшийся от иудаизма и даже принявший иную религию, всё равно остается иудеем, но как бы нарушившим Союз, который был заключён Богом с Авраамом, а затем и со всем еврейским народом у горы Синай.

Переход на еврейство по матери евреи объясняют очевидным и доступным установлением материнства и сложностью получить убедительные доказательства отцовства. Также это было обосновано морально-этическими обстоятельствами тех времён, когда разные захватчики или погромщики насиловали еврейских женщин.

Синагога

Синагога – место молитвенных собраний. В синагоге принято находиться с покрытой головой (у реформистов необязательно), поэтому, прежде чем войти, необходимо позаботиться о том, чем покрыть голову, подойдет даже носовой платок.

Ортодоксальные евреи (кроме незамужних девушек) и вне синагоги постоянно ходят в головном уборе. Это символ того, что над головой каждого человека, каким бы значительным он ни казался самому себе, есть Тот, Кто выше его.

Некоторые евреи носят шляпы, другие – маленькие шапочки, которые называются кипами. Кипа может держаться на голове и сама по себе, но для верности её прикрепляют к волосам специальной прищепкой. Понятно, что лысые люди могут испытывать неудобства, но, если особенно не крутить головой, кипа держится и на лысине.

Катастрофа

Вторая мировая война принесла народам всех стран, по землям которых она прокатилась, неисчислимые бедствия. Во время этой войны погибло более 50 миллионов человек. Почему же среди моря человеческих мучений, среди катастрофы этой войны говорят особо о еврейской Катастрофе (на западе её называют Холокостом, в Израиле – Шоа; на иврите это слово и означает «катастрофа»)? Почему это слово пишут с прописной буквы? Дело даже не в том, что евреи пострадали чрезвычайно сильно: было убито более 6 миллионов – треть живущих в мире евреев. Дело в том, что нацисты решили истребить всех евреев на свете и в значительной мере привели свой план в исполнение. Нацисты уничтожали евреев только потому, что евреи были евреями. Их поступки, их взгляды, их жизненные установки вообще не имели никакого значения. И конечно, религиозная мысль должна была ответить на вопросы: как это стало возможно, где был Бог, когда всё это происходило, почему Он допустил, чтобы всё это случилось с избранным им народом?

Классическое объяснение Катастрофы – это наказание за грехи народа, в значительной мере изменившего своему религиозному призванию. Согласно другому мнению, хотя Катастрофа и связана с отказом многих евреев от своей веры, но является не наказанием Божиим, а следствием духовной борьбы, происходящей в мире. Выполнение заповедей есть необходимое условие поддержания равновесия в мире. Именно выполнение заповедей сковывает тёмные стихии зла и не даёт им затопить весь мир. Но как только евреи прекращают «учить Тору», скованное до тех пор зло вырывается на свободу и обрушивается, прежде всего, на тех, чьими усилиями оно должно было быть сковано. Массовый отход евреев в XX в. от иудаизма и стал причиной этого страшного всплеска зла.

Зло

Очень трудно определить, что значит «зло». Тем не менее интуитивно каждый человек прекрасно понимает, о чём идёт речь, когда произносится это слово. В иудаизме нет единого понимания природы зла, но есть общий принцип, на котором основывается любое понимание.

Не может быть даже речи о злом боге (источнике зла), который борется с добрым богом. Иудаизм утверждает, что Бог только один и Он абсолютно благ. Но в таком случае естественно возникает следующий вопрос: каким же образом, несмотря на Его абсолютную благость и Его абсолютное всемогущество, зло вообще может существовать?

Один из ответов на этот вопрос таков: само по себе зло не существует. Зло – это просто отсутствие добра, нежелание добра, жизнь вопреки воле Всевышнего. Зло – следствие греха, а грех – уход от Бога, когда человек сам лишает себя его любви. Уйдя от солнечного тепла в холодную тень, человек может страдать от холода, но ведь это следствие его собственного свободного выбора. Бог создал человека свободным, но в этой свободе есть возможность отвернуться от Бога и нести в своей жизни все последствия такого выбора – «страдать от холода».

Человек не живёт сам по себе, совершенно отдельно от всех остальных людей. У него есть семья, он может быть членом религиозной общины, может состоять в какой-то партии, у каждого человека есть национальность; он живёт, наконец, в определённой стране. И, естественно, попадает в сферу действия грехов всех тех сообществ, к которым он принадлежит. Каждый человек, кроме своих собственных грехов, несёт на себе и последствия грехов всего человечества. Самые простые примеры – из области экологии: вырубка лесов Амазонки, испытания ядерного оружия и взрыв на Чернобыльской АЭС, применение ДДТ и пестицидов оказали воздействие на самые отдалённые уголки планеты.

Зло часто становится регулятором человеческого поведения, даёт людям знать, что они ведут себя неправильно. Как, например, ожог «сигналит» маленьким детям, что совать руку в огонь не следует, так и болезни, неприятности, обиды могут «сигналить» людям, что в их жизни что-то не так, что они должны обдумать и изменить своё поведение.

Нередко происходящее с людьми кажется им злом только потому, что они просто не в состоянии понять смысла происходящего. Например, постоянно натыкаясь на разные вещи в незнакомой тёмной комнате, человек может подумать, что в ней царит невероятный беспорядок; но если он включит свет, то увидит, что в комнате всё на своих местах.

Важно, однако, понять, что иудаизм делает акцент вовсе не на объяснении природы зла, а на необходимости практического утверждения добра. В одном из псалмов сказано, что следует уклоняться от зла и творить добро. Здесь очень характерное «несимметричное» отношение к добру и злу. Не сказано о зле: борись с ним! Сказано: уклоняйся, избегай. А добро нужно активно творить. Это значит – вернуться к Богу, «ходить перед ним», видеть всё в его свете, выполнять его волю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: