Во-первых, с 1986 по 1989 гг., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, т.к. почти не изменился порядок экспортно-импортных операций - контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.
Этот период характеризуется организационно-правовым развитием системы таможенных органов. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии нормативных актов, определявших их правовой статус и порядок деятельности (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР) |
Происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом:
♦ отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, преобразованы в управления ГУГТК; |
♦ увеличилась сеть местных таможенных учреждений. |
Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного таможенного контроля.
|
|
Во-вторых, и после 1989 г., когда произошел переход к новым формам управления внешней торговлей, из-за недостаточно последовательной реформы внутреннего хозяйства юридически закрепленные функции таможенных органов носили декларативный характер, а новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал.
B-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. ТК 1964 г. перестал соответствовать существующим реалиям. Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового ТК и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами.
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.
Во главе таможенной системы стояло ГУГТК при СМ СССР - центральный таможенный орган. Положение о ГУГТК, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок его деятельности. Оно отвечало за
♦ таможенный контроль, ♦ эффективное применение тамож. тарифа, ♦ борьбу с контрабандой и нарушениями тамож. правил. |
ГУГТК было обязано:
♦ разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государст. тамож. контроля; |
♦ устанавливать в соответствии с ТК и иными актами законодательства порядок пропуска предметов через государственную границу, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций; |
♦ разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями тамож. правил; |
♦ участвовать в разработке таможенного тарифа на товары; |
♦ утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления. |
ГУГТК имело право:
|
|
♦ участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение; |
♦ разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом операций по внешней торговле; |
♦ создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения и др. |
Основными структурными единицами ГУГТК были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали:
♦ Управление организации таможенного контроля, | |
♦ Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, | |
♦ Техническое управление, | ♦ Управление кадров и учебных заведений, |
♦ Управление таможенного права, | ♦ Управление таможенной политики и внешних связей, |
♦ Экономическое управление, | |
♦ Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами. |
ГУГТК имел и множество административно-хозяйственных подразделений
♦ Управление делами, ♦ Управление материально-технического снабжения и социального развития, ♦ Управление эксплуатации контрольно-пропускных пунктов |
Наряду с функциональным принципом определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный. На его основе происходило распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных структур, было Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г. Таможни и таможенные посты
♦ по их дислокации делились на пограничные и внутренние; |
♦ по специфике деятельности различались сухопутные, воздушные, морские (речные) таможни (таможенные посты). |
Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам. Поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным.
Напр., Иркутская и Керченская таможни их вообще не имели. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовало пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский). |
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95. (Организационное, правовое и экономическое обеспечение выхода предприятий, организаций и производственных кооперативов СССР на внешний рынок. М., 1990. С. 132) |
В это время ясно наметился переход от территориального принципа построения местных таможенных структур к созданию сети таможен по федеративному принципу, ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские.
Так, Тбилисская таможня преобразована в Грузинскую республиканскую. В республиканскую преобразовали и Дальневосточную таможню, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем. |
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить их от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могло за свой счет вызвать сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.
|
|
Порядок создания досмотровых комиссий иназначения таможенных уполномоченных утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. Комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями т/органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий они были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, эта практика не получила распространения и с введением Таможенного кодекса 1991 г. была прекращена.
Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 г. новогоТК и Закона СССР "О таможенном тарифе". Эти документы существенно изменили организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и ТК, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений.
|
|
Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось. Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах-членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.
В связи с образованием СНГ возникли и проблемы таможенного сотрудничества входящих в него государств. Правовые основы этого сотрудничества были заложены в Минских и Алма-Атинских соглашениях и развивались в Соглашении между членами СНГ от 13 марта 1992 г. Они, безусловно, стали важным шагом в укреплении таможенного сотрудничества.
Глубокий кризис, последующий крах партийно-советской системы управления и стремительный переход России к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли обновление механизма правового регулирования ВЭД, в т.ч. и таможенного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР " О деятельности таможенной службы на территории РСФСР " от 25 августа 1991 г. Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. создается центральный таможенный орган России – Государственный таможенный комитет (ГТК). Однако в то время Россия входила в состав СССР и надо было решать, какой статус приобретет новый государственный орган. В Указе устанавливалось, что председатель ГТК РСФСР является по должности первым заместителем Председателя Таможенного комитета СССР. В течение последующих 2-х месяцев российский ГТК реально не приступил к практической деятельности, а союзный Таможенный комитет продолжал осуществлять свои функции. Компетенция российского и союзного таможенных ведомств разграничена не была, что порождало неясности и сложности в их взаимоотношениях.
Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР стал Указ Президента " О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР " от 28 ноября 1991 г. В соответствии с ним таможенное ведомство включалось в российскую исполнительную структуру, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР. По Указу Президента России " О системе центральных органов федеральной исполнительной власти " от 30 сентября 1992 г. ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовывал систему органов межотраслевого регулирования.
С подписанием в декабре 1991 г. Минского соглашения прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на российской территории, перешли под полную юрисдикцию России.
Непременное условие существования целостного государства - единство внутреннего рынка, свободное перемещение внутри страны товаров, капиталов. Однако ввиду отказа центральной власти России от жесткой регламентации этих и других вопросов и повышения роли местных органов власти в некоторых областях и городах были приняты решения о запрете вывоза за пределы данных административно-территориальных единиц некоторых видов товаров и об организации досмотра транспортных средств, почтовых отправлений, багажа пассажиров. Чтобы приостановить этот опасный процесс, Президент РСФСР издал Указ " О едином экономическом пространстве РСФСР " от 12 декабря 1991 г. Органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Все акты и решения, незаконно ограничивающие это движение, признаны недействительными и подлежали отмене. Принцип свободного перемещения товаров на территории России еще раз подтвержден Указом Президента РФ " О свободе торговли " от 29 января 1992 г. Этот Указ запрещал произвольно задерживать и изымать перевозимые грузы по решению местных органов.
Указом Президента " О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР " от 15 ноября 1991 г. Правительству предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 г., а также разработать порядок налогообложения экспортно-импортных операций и размеры ставок соответствующего налога и таможенных тарифов. Одновременно появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары.
Постановления Правительства РФ " О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации " от 31.12.1991 г. №91 и " О таможенных пошлинах на импортные товары " от 15 января 1992 г. носили временный характер и действовали до введения общего тамож. тарифа. |
Завершающей вехой этого этапа развития таможенного законодательства в России стало принятие ТК РФ и Закона о таможенном тарифе 1993 г., а также многочисленных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный этап развития таможенного дела и формирования таможенного права в РФ.
Хозяйственная и внешнеэкономическая деятельность в новой России развивалась быстрыми темпами, и уже через несколько лет стало ясно - Кодекс заметно устарел. Практические проблемы развития экономики и внешней торговли России, дальнейшее развитие правовой базы, отставание таможенного законодательства от существенно обновившегося в целом федерального законодательства вызвали потребность в разработке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, которая была принята 28 мая 2003 г. вступила в силу с 1 января 2004 г.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. Государственный таможенный комитет реорганизован в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.
Интегративные процессы внешнеторговых связей различных стран привели к тому, что 27 ноября 2009 г. в Минске в рамках саммита ЕврАзЭС были приняты решения по формированию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации и подписаны соответствующие документы. Главы государств договорились о введении с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа, а с 1 июля 2011 г. - единой таможенной территории Таможенного союза. 6.07.2011 г. принят Таможенный кодекс Таможенного союза, который дал начало нового этапа развития в сфере таможенного дела.
Хронология основных социально-экономических событий в России конца IX в. - начало XXI в. [8]
1653, 25 октября - Принятие царем Алексеем Михайловичем указа «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и вгородах, с показанием поскольку взято и с каких товаров» (Торговый устав)
1667, 22 апреля - Принятие царем Алексеем Михайловичем Новоторгового устава (Новоуказные торговые статьи 7175)
1699, 20 декабря – Введение нового летоисчисления (с 1 января 1700 г.)
1708 - Учреждение восьми губерний во Всероссийском государстве («губернская реформа»)
1711, 22 февраля - Принятие именного указа «Об учреждении Правительствующего Сената»
1711, 12 марта - Принятие указа Правительствующего Сената «О фискалах»
1714 - Распоряжение Петра I о публикации указов, принятие указа «О единонаследии»
1720, 27 февраля - Принятие Генерального регламента
1721 - Учреждение «Святейшего Правительствующего Синода»
1721, 22 октября - Принятие Петром I титула «император»; провозглашение Российской империи
1721, 5 ноября - Основание именным указом Сенатской типографии Принятие «Табели о рангах»
1722, 24 января 1726, 8 февраля - Учреждение именным указом Верховного тайного совета
1730, 4 марта - Восстановление Правительствующего Сената манифестом Анны Ивановны
1731, 24 марта - Учреждение Тайной канцелярии розыскных дел
1731, 18 октября - Учреждение Кабинета министров (Кабинета Ее Императорского Величества)
1735, 9 июня - Принятие именного указа о наделении Кабинета министров полномочиями законодательного органа (указы трех кабинет-министров приравнивались к именным указам)
1741, 28 января - Принятие указа, которым Кабинет министров разделялся на департаменты (как и Сенат)
1741, 12 декабря - Образование именным указом четырех учреждений: Правительствующего Сената, прокуратуры, Управления иностранных дел, Кабинета
1753, 20 декабря - Принятие Высочайшим манифестом тарифа, которым отменялись внутренние таможенные пошлины
1762, 21 февраля - Ликвидация Тайной канцелярии розыскных дел и соответственно уничтожение знаменитого «слова и дела», просуществовавшего на Руси около двух столетий
1775 - Издание Манифеста о свободе предпринимательства
1775, 7 ноября - Принятие «Учреждения для управления губерний», начало губернской реформы
1782, 8 апреля - Принятие «Устава благочиния»
1802, 8 октября - Издание манифеста «Об учреждении министерств». Из восьми образованных министерств возглавлявший министерство юстиции министр одновременно являлся генерал-прокурором
1809 - Составление Сперанским М.М. «Введения к Уложению государственных законов»; начало выхода официального издания - «Сенатские Ведомости», в которых публиковались (на русском и немецком языках) подлежащие обнародованию узаконения и распоряжения правительства
1810 - Учреждение Государственного Совета
1811 - Принятие манифеста «Об общем учреждении министерств»
1812 1822-1843 - Учреждение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии
1825, 14 декабря - Деятельность министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина
1826, 6 декабря - Восстание декабристов в г. Санкт-Петербурге
1826 - Учреждение Особого комитета (осуществлял деятельность до 9 марта 1832 г.)
1830 - Создание IIIотделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии
1832 - Издание I Полного собрания законов Российской империи
1835, 1 января - Первое издание Свода законов Российской империи
1838, 16 февраля - Вступление в обязательную силу Свода законов Российской империи
1842 - Разделение официального издания «Сенатские ведомости» на «Собрание сенатских указов по обнародованию узаконений и распоряжений правительства» и «Сенатские Ведомости»
1845, 2 января - Второе издание Свода законов Российской империи Утверждение «Учреждения губернских правлений»
1845, 15 августа - Принятие «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»
1857 - Третье издание Свода законов Российской империи
1861, 19 февраля - Принятие Манифеста об освобождении крестьян из крепостной зависимости; учреждение Главного комитета об устройстве сельского состояния; начало крестьянской реформы
1863 - Преобразования официального издания «Собрание сенатских указов по обнародованию узаконений и распоряжений правительства» в «Собрание узаконений и распоряжений правительства», в котором публиковались все законы, Высочайшие указы и повеления, международные акты, определения Сената и другие правовые акты
1863, 17 апреля - Отмена телесных наказаний
1864, 20 ноября - Введение в действие судебных уставов: Учреждения судебных установлений; Устава уголовного судопроизводства; Устава гражданского судопроизводства; Устава о наказания, налагаемых мировыми судьями
1890 - Образование Международного союза для публикации таможенных тарифов как первой международной таможенной организации
1902 - Разделение официального издания «Собрание узаконений и распоряжений правительства» на два отдела
1904, 12 декабря - Издание указа «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка»
1905, 17 октября - Принятие Николаем II Манифеста о гражданских свободах и о предоставлении Государственной Думе законодательных и контрольных полномочий
1906, 23 апреля - Принятие Основных государственных законов Российской империи
1917, 2 марта - Образование Временного правительства во главе с Львовым Г.Е.; подписание Николаем II Акта об отречении от престола в пользу брата Великого князя Михаила Александровича
1917, 1 сентября - Принятие постановления Временного правительства «О провозглашении России республикой»
1917, 26 октября - Принятие II Всероссийским съездом Советов постановления «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»
1918, 10 июля - Принятие V Всероссийским съездом Советов Конституции (Основного закона) РСФСР
1922, 14 февраля - Принятие первого послереволюционного тарифа
1922, 30 декабря - Утверждение I Всероссийским съездом Советов Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик
1924, 31 января - Утверждение II Всероссийским Съездом Советов СССР Основного закона (Конституции) СССР
1924, 12 декабря - Принятие Президиумом ЦИК СССР постановления «О введении в действие Таможенного устава Союза ССР»
1925, 11 мая - Принятие Конституции РСФСР
1928, 19 декабря - Принятие ЦИК и СНК СССР постановления «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР»
1934 - Вступление СССР в Лигу наций
1936, 5 декабря - Утверждение VIIIЧрезвычайным съездом Советов Конституции (Основного закона) СССР
1937, 21 января - Принятие Чрезвычайным съездом Советов РСФСР Конституции РСФСР
1939, 1 сентября - Начало Второй мировой войны
1941, 22 июня - Начало Великой Отечественной войны
1945, 8 мая - Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии; окончание Великой Отечественной войны
1945, 26 июня - Подписание Устава Организации Объединенных Наций
1945, 2 сентября – Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии; окончание Второй мировой войны
1946, 19 марта - Переименование народных комиссариатов в министерства
1947, 30 октября - Подписание представителями 23 государств Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ)
1946, 1 января - Вступление в юридическую силу Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ)
1948, 10 декабря - Принятие Всеобщей декларации прав человека
1949, январь - Создание Совета экономической взаимопомощи
1950, 15 декабря - Принятие Конвенции об образовании Совета таможенного сотрудничества (СТС)
1952, 4 ноября - Вступление в юридическую силу Конвенции об образовании Совета таможенного сотрудничества (СТС)
1957 - Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС)
1964, 5 мая - Принятие Указа ПВС СССР «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР»
1964, 1 июля - Введение в действие Таможенного кодекса СССР
1967 - Реорганизация Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в Европейское сообщество (ЕС)
1977,7 октября - Принятие Конституции СССР
1978, 12 апреля - Введение в действие Конституции РСФСР
1990, 12 июня - Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР
1990, октябрь - Вступление СССР в Совет таможенного сотрудничества
1991, 26 марта - Принятие Верховным Советом СССР постановления «О введении в действие Таможенного кодекса СССР»
1991, весна - Роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора
1991, 1 июля - Введение в действие Таможенного кодекса СССР
1991, 22 августа - Отмена Указом Президента СССР всех решений, изданных ГКЧП, и отстранение от занимаемых постов всех членов ГКЧП
1991, 5 сентября - Принятие СНД СССР Декларации прав и свобод человека
1991, 22 ноября - Принятие постановлением ВС РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина
1991, 12 декабря - Денонсация постановлением ВС РСФСР Договора об образовании СССР; ратификация Соглашения о создании Содружества Независимых Государств
1991 - Переименование Законом РСФСР государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)» на «Российская Федерация (Россия)»
1992 - Создание Европейского Союза на основе Маастрихского договора, подписанного главами государств - членов Европейского сообщества
1992, 13 марта - Подписание Соглашения о принципах таможенной политики
1993, 18 июня - Принятие Верховным Советом РФ постановления «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации»
1993, 21 сентября - Принятие Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
1993, 12 декабря - Принятие Конституции РФ
1993, 25 декабря - Вступление в силу Конституции РФ. Введение в действие Таможенного кодекса РФ
1994, 1 января 1994 - Реорганизация Совета таможенного сотрудничества (СТС) во Всемирную таможенную организации (ВТмО)
1994, 15 апреля - Подписание Договора о создании Всемирной торговой организации (ВТО), являющейся правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
1994, 24 июня - Подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и странами Европейского Союза
1994, 24 сентября - Подписание Договора о создании Экономического союза государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ)
1995, 1 января - Вступление в юридическую силу Договора о создании Всемирной торговой организации (ВТО)
1996, 24 февраля - Вступление России в Совет Европы
1997, 18 июня - Приятие Государственной Думой РФ Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
2000, 13 мая - Подразделение Указом Президента РФ территории Российской Федерации на семь федеральных округов
2003, 25 апреля - Принятие Государственной Думой Федерального Собрания РФ нового Таможенного кодекса РФ
2004, 1 января - Введение в действие Таможенного кодекса РФ
2004, 9 марта - Принятие Президентом РФ Указа «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314
2004, 5 июля - Принятие министром экономического развития и торговли РФ приказа «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в Федеральную таможенную службу» № 190