ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Занятие 13.4
Приложение 13.3.1
Контрольные вопросы
1. Какие системные параметры в организации характеризуют качество и структура рабочих взаимоотношений в организации?
2. Какие критерии описывают рабочие взаимоотношения в организации?
3. Какие критерии характеризуют качество рабочих взаимоотношений и почему?
Номер | Критерии | Оценка |
Не согласен Полностью согласен | ||
Я открыт Со мной открыты | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я присоединяюсь Меня присоединяют | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я контролирую Меня контролируют | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я значим Меня считают значимым | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я компетентен Меня считают компетентным | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я привлекателен Меня считают привлекательным | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Вводные замечания. Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР).
|
|
Цель занятия. Овладение методикой экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя.
Оснащение. Бланк экспертной оценки (см. прил. 13.4.1) в количестве, соответствующем числу экспертов.
В бланке экспертной оценки представлены девять психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в его деятельности семи признаков каждой характеристики:
1. Определенность — раскрывает структуру интересов к различным аспектам его деятельности.
2. Осознанность — осознание целей организаторской деятельности.
3. Целеустремленность — приоритет мотивов организаторской деятельности.
4. Избирательность — способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива.
5. Тактичность — способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
6. Действенность — способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
|
|
7. Требовательность — способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
8. Критичность — способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.
9. Ответственность — способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Порядок работы. Психолог-исследователь определяет группу экспертов. Группа может быть представлена всем трудовым (учебным) коллективом либо отдельными его представителями. Важно, чтобы эксперты хорошо знали как оцениваемого руководителя, так и характер его деятельности. Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты — подчиненные, эксперты — руководители равного с оцениваемым ранга, эксперты — руководители более высокого ранга). В зависимости от конкретных условий исследование может либо проводиться на собрании экспертов в каком-нибудь помещении аудиторного типа, либо психолог-исследователь встречается с каждым экспертом индивидуально.
Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю по 5-балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.
Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог-исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок (форма 59) и вычислить:
1) сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям;
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 59
Исследуемый руководитель......................................................Дата...........................................