Проективный метод.
Тесты.
Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый; задания даются в определённой последовательности, время выполнения задания и оценка результатов строго регламентированы.
Несколько общих правил, обязательных при тестировании ребенка:
1. Не проверяйте ребенка сразу по всем тестам. У детей 6-7 лет, работоспособность, в том числе и умственная, еще невелика. Они быстро утомляются, и результаты могут оказаться неверными.
2. Используйте для тестирования время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но не сразу после еды.
3. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если эти занятия будут проведены в виде игры.
4. Никогда не говорите ребенку, что он ответил неправильно: тест есть тест, а вот желание заниматься дальше после такой оценки может пропасть.
Тестя базируются на 2-х принципах: надежность и валидность. Надежность – это независимость результатов от действия возможных случайных факторов. Валидность – соответствие получаемой информации какому-либо изучаемому свойству или процессу.
В основу построения этого метода положено представление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочтениях человека проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование с помощью этого метода предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет общие направления и начальный момент обследования.
Материал, используемый при обследовании, может толковаться разным способом. При этом важны отношение, субъективный смысл, ассоциации испытуемого. К этому методу относится тест цветовых предпочтений Люшера.
Главная цель обследования детей 7 го года жизни – целенаправленное изучение готовности детей к школьному обучению. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу целесообразно выявление степени школьной зрелости. Под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
Психофизиологические и психо – педагогические критерии готовности детей к обучению в школе.
1. Степень психосоциальной зрелости (определяется по тестовой беседе).
2. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна- Ирасека, Векслера.
3. Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
4. Выполнение монометрического теста.
5. Исследование чистоты звукопроизношения.
6. Исследование уровня восприятия.
7. Исследование памяти.
8. Исследование мышления.
Социальная зрелость – это потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определённому режиму, понимание ситуации и т.д. Ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в 3-х случаях:
- когда ребенок в дошкольном возрасте не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, если у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилий». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
- активное нежелание учиться встречается у детей, у которых дома сформировали страх перед школой (Вот пойдешь в школу, там тебе покажут);
- у тех детей, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима как внешняя, так и внутренняя регуляция поведения: умение подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.
Чрезвычайно важна в школе способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу» должен заставить себя сделать то, что «надо», причем в течение установленного времени. Ребенок должен прочно усвоить, сто любое дело следует доводить до конца.