Б) произносит пять-десять облегченных слов.
А) легко подражает новым слогам.
Б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
А) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.
Б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать.
А) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).
Материал –деревянный кубик 5x5x5 см (4x4x4 см), деревянный кирпичик 2x5x8 см (1x4x7 см), одинаково окрашенные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.
Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпичик? Дай мне кубик, дай кирпичик".
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где кубик?" — и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребенка: "Покажи, где кирпичик". Берет кирпичик и дает ребенку: "На, возьми кирпичик. Дай мне кирпичик. А где кубик?"
Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик.
Материал – фотография (3x5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка – сотрудника группы).
Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Покажи, где мама?" – или: "Где Анна Павловна?" (повторяют 2-3 раза).
Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, Узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.
2. Эмоции и социальное поведение:
Материал –игрушка, знакомая ребенку.
Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними 20 мин.
Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" – и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.
Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча.
Материал –игрушка, знакомая ребенку.
Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку; "Смотрите, собачка". – И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). – "Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А! Вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а потом спрашивает наблюдаемого ребенка: "Где мишка? Найди мишку".
Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.
3. Действия с предметами:
а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
Материал –игрушки, находящиеся обычно в пользовании ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).
Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Если ребенок не играет, создают подсказывающую ситуацию. Перед ним ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать: "Покорми, покатай" и т.д.
Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.
Если ребенок не играет, спрашивают у взрослого, какие у него игрушки, как он играет с куклой, собачкой.
Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками.
Взрослый рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет (соответственно показателю 12 мес.).
б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.).
Материал –машина, тележка, кукла, мишка, собака.
Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, покатай куклу, повози собачку. " После этого можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.
Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.
4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры).
Материал –яркая игрушка.
Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).
Если нет условий для проверки, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.
Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до З м.
Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос. Рассказывает, как малыш ходит, что проходит до 3 м.
5. Понимание речи:
а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").
Материал – игрушки, которые постоянно находятся в пользовании ребенка и названия которых он знает, или предметы его одежды.
Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, закрыть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).
Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают лицо, сопровождающее ребенка, просят ли ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок просьбы.
Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух его просьб (приносит, кладет, дает и пр.).
б) понимает слово "нельзя" (прекращает действие).
Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2-3 раза. Не допускается называть действия и предметы (например: "Поставь чашку, не трогай") или непосредственно воздействовать на ребенка: прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.
Спрашивают взрослого, если ребенок выполняет нежелательные действия: может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу или при повторном запрете?
Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать).
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекращает действие;
в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.
Материал –игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.
Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2-3 раза.
Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений;
г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
Материал –игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.
Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай лялю, бай-бай", ставят собачку и тарелочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и говорят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2-3 раза.
Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.
6. Активная речь:
Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.
Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20-30 с) побуждает его к подражанию новым звукам; если ребенок лепечет, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.
Спрашивают у взрослого, перекликаются ли с ребенком, произносит ли он повторно новые слоги, их разные сочетания.
Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса;
Материал –игрушки, названия которых ребенок повторяет.
Методика выявления: проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"
Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 3-6 с предлагают: "Скажи: ля-ля; скажи: киса – кс-кс; скажи: собачка – ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи: топ-топ". Показывают игрушку, вызывают к ней интерес, предлагают: Попроси, скажи: "дай-дай. Дай мне мяч, скажи: на".
Спрашивают у взрослого, говорит ли ребенок, как он называет предметы.
Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова: «дай, так, топ-топ» и др. – при показе игрушек, называет их облегченными словами сам или повторяя названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок: называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражаний.
7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет).
Материал –широкая чашка, до 100 г жидкости.
Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком..
Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами "Возьми чашку, бери, держи, пей" – вкладывает ее в его руки, слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.
Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, дают ли ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.
Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.
Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.
Таблица 6
(Н.М. Шелованов, М.О. Кистяковская, С.М. Кривина, Э.Л.Фрухт)
Воз-раст | Показатель | Уровень развития |
дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). |
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | |
1 мес. | Аз | Сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, появляется плавное прослеживание движущегося предмета. |
Ас | Прислушивается к звуку, голосу взрослого. | |
Э | Первая улыбка на разговор взрослого. | |
До | Лежа на животе, пытается поднимать голову и ее удерживать. | |
Ра | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. | |
2 мес. | Аз | Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительное слежение за движущейся игрушкой или взрослым. |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого. | |
До | Лежа на животе, приподнимается и непродолжительно удерживает голову. | |
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное зрительное сосредоточениенадругом ребенке. | |
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | |
3 мес. | Аз | Сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке. |
Э | Комплекс оживления при общении с ним. | |
До | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого). | |
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | |
4 мес. | Аз | Узнает мать, радуется |
Ас | Поворачивает голову и находит глазами невидимый источник звука. | |
Э | Громко смеется в ответ на обращение.Вовремя бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления. Ищет взглядом ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. | |
Др | Рассматривает и захватывает висящую игрушку. | |
До | То же, что и в 3 месяца, но ярче выражено. | |
Ра | Гулит. | |
Н | Придерживает рукой бутылочку или грудь матери. | |
5 мес. | Аз | Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). |
Ас | Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонации. | |
Др | Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке. | |
До | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается, устойчиво стоит при поддержке. | |
Ра | Певуче гулит. | |
Н | Ест с ложки густую или полугустую пищу. | |
6 мес. | Ас | По-разному реагирует на свое и чужое имя. |
Др | Свободно берет игрушку из разных положений, перекладывает из одной руки в другую. | |
До | Переворачивается с живота на спину и со спины на живот, передвигается, переставляя руки, немного ползает. | |
Ра | Произносит отдельные слоги (начало лепета). | |
Н | Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами Небольшое количество жидкости пьет из чашки. | |
7 мес. | Др | Игрушкой стучит, размахивая бросает. |
До | Хорошо ползает. | |
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте. | |
Ра | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. | |
Н | Пьет из чашки. | |
8 мес. | Др | Игрушками занимается долго, подражая действиям взрослого: катает, стучит, вынимает. |
До | Сам садится, ложится, встает, держась за барьер. | |
Рп | На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах, выполняет «ладушки», «дай ручку» и др. | |
Н | Ест корочку хлeбa, которую держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый. | |
9 мес. | Ас | Плясовые движения на плясовую музыку. |
Др | Действует с предметами по-разному в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и др.). | |
До | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. | |
Рп | Знает свое имя, находит предметы независимо от их места нахождения. | |
Ра | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги (или его манере). | |
Н | Пьет из чашки придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок. | |
10 мес. | Др | Самостоятельно по просьбе выполняет paзличные разученные действия, открывает, вынимает, выкатывает и др. |
До | Влезает на диван, ступеньку, ящик и слезает с них. | |
Рп | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним выполняет различные действия и движения («сорока-воровка», играет в прятки). | |
Ра | Подражая взрослому, произносит за ним слоги, которых нет в его лепете. | |
Н | То же, что и в 9 месяцев. | |
11 мес. | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. |
Др | Овладевает новыми движениями и выполняет их по слову взрослого: накладывает, снимает, надевает кольца. | |
До | Стоит самостоятельно, делает первые шаги. | |
Рп | Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит мяч, все машины и пр.). | |
Ра | Произносит первые слова (дай, на, ав, па и др.). | |
12 мес. | Аз | Узнает на фотографии знакомого взрослого. Различает предметы по форме (кирпичик от кубика). |
Э | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. | |
Др | Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками. Переносит действия с одного предмета на другой (всех водит, кормит, баюкает). | |
До | Ходит самостоятельно, без опоры. | |
Рп | Понимает слово «нельзя», выполняет поручения. | |
Ра | Легко подражает новым, словам, произносит до 10 облегченных слов. | |
Н | Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками, ставит на стол). |
Аз – анализатор зрительный; Ас – анализатор слуховой; До – движения общие; Др – движения руки; Ра – речь активная; Рп – понимание речи; Э – эмоции; Н – навыки;
И – игра; Изо – изобретательская деятельность; К – конструктивная деятельность;
С – сенсорное развитие.
Таблица 7