Обработка результатов
Психологическая атмосфера в группе
Обработка результатов
Ответы кодируются в баллах в соответствии с ключом, затем определяется сумма. Максимальное значение 19, минимальное 5, чем больше, сумма, тем выше индекс сплоченности.
Ключ:
Варианты ответов | Вопросы и баллы | ||||
I. | II. | III. | IV. | V. | |
(для среднего и старшего школьного возраста)
Инструкция: ниже приведены противоположные по смыслу суждения, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х», тем более выражен этот признак в вашей группе.
Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
1. | Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2. | Согласие | Несогласие | ||||||||
3. | Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4. | Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
5. | Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
6. | Теплота | Холодность | ||||||||
7. | Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | ||||||||
8. | Взаимная поддержка | Недоброжелательность | ||||||||
9. | Занимательность | Скука | ||||||||
10. | Успешность | Неуспешность |
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак «х», чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.
|
|
Итоговый показатель по шкале находится от 10 (самая благоприятная атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная).
Достаточно измерить психологическую атмосферу в группе в начале и конце пребывания детей и подростков.
Анализ индивидуальных ответов, сопоставление их с оценками воспитателя (вожатого) позволяют:
– внести самые существенные коррективы в работу с группой;
– избежать конфликтов и недоразумений;
– быть чувствительными ко всему происходящему в группе.
Методика "Градусник"
(для любого возраста)
С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).
|
|
Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:
1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.
Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.
(для любого возраста)
Цель: Изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе. Имеется опыт применения данной методики для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм образовательного процесса в учебных заведениях и т.д.
Материал. Испытуемому выдается «Дневник настроений», рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: восемь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.
Красный – восторженное; оранжевый – радостное; желтый – приятное; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное; фиолетовый – тревожное; черный – крайне неудовлетворительное и белый – трудно сказать.
Ход обследования. Заполнение «Дневника настроений» осуществляется ежедневно.
Инструкция испытуемому: Мы обращаемся к Вам с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроения - это личная, интимная область человеческой жизни и вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед другими людьми не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к Вам, с личной просьбой принять участие в такой работе.
Нас интересует, с каким настроением Вы приходите на работу (учебу), с каким уходите с нее, как отражаются на Вашем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим Вас ежедневно в начале и в конце дня в цветописном дневнике настроений оценивать свое эмоциональное состояние. Кроме того, мы просим Вас давать такую же оценку настроению всего Вашего коллектива (группы, класса, отдела и т. п.)
В цветописи каждая цветовая полоса — это условное обозначение того или иного настроения. В зависимости от того, какое сегодня у Вас настроение, Вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и в конце дня проставляете дату, В правой стороне Вы можете указать, какое, по Вашему мнению, настроение преобладало в течение дня в Вашем коллективе. Эта работа не займет у Вас много времени. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Работа с цветописями принесет Вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих товарищей по коллективу, анализируя причины колебаний своего самочувствия, Вы тем самым сможете сделать первый шаг к управлению своими чувствами, начнете глубже познавать существующие в Вашем коллективе взаимоотношения.
Мы заранее благодарим Вас, ценим Ваше сотрудничество, откровенность и обещаем, не разглашать полученных сведений.
Мое настроение сегодня | Тональность настроения | Настроение моего коллектива. | |
Начало | Конец | ||
Восторженное Красная полоска | |||
Радостное Оранжевая полоска | |||
Приятное Желтая полоска | |||
Спокойное Уравновешенное Зеленая полоска | |||
Грустное Синяя полоска | |||
Тревожное Фиолетовая полоска | |||
Крайне неудовлетворительное Черная полоска | |||
Трудно сказать Белая полоска |
Оперативная цветоматрица эмоциональных состояний в начале дня.
|
|
№ | Фамилии группы | Числа месяца. | ||||||||||
В клеточках «числа месяца» цветом характеризуется настроение.
Итоговая цветоматрица настроений членов коллектива.
№ | Фамилии группы | Количество дней. | ||||||||||
В клеточках «количество дней» отмечается общее количество дней с определенным настроением.
Оценка – интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах.
Первичная оценка - по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроения во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как:
а) позитивно стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра);
б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета верхней части спектра);
в) негативные, астеничиые (цвета нижней части спектра);
г) напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
д) «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).
Вторичная обработка цветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок проводятся следующим образом: красному цвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в «+3» балла, оранжевому «+2», желтому «+ 1», зеленому «О», синему «-1», фиолетовому «-2», черному «-3», Полоса в цветописи «трудно сказать» оценивается в «О» баллов. Условный показатель психологической атмосферы дня «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
|
|
Сумма (+) – Сумма (-)
А = n
n - количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.
Получаемые данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по дням.
Примечание. Замеры настроения испытуемых в начале и в конце рабочего (учебного) дня показали, что методика позволяет не только собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У членов детских коллективов потребность рассказать о своем настроении обычно достаточно велика. Необходимость выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдается в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т.е. там, где имелись напряженные отношения.
Текст-рисунок (для младшего школьного возраста)
Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.
Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.