В спортивном коллективе, секции, спортивной школе организация занятий по фехтованию должна предусматривать правильное комплектование групп занимающихся. При этом следует учитывать: 1) количество занимающихся в группе; 2) подготовленность фехтовальщиков, приступающих к занятиях (физическое развитие, подготовленность по другим видам спорта, по комплексу ГТО, общеобразовательная подготовленность, пол, возраст и т. п.); 3) возможность одновременного посещения занятий в установленное время.
При нормальных условиях обучения (зал нормальной величины, инвентарь и оборудование) число занимающихся не должно превышать в группе начинающих 20 человек. Вместе с тем не следует создавать малочисленные группы. Опыт показывает, что занятия с группой в 16—20 человек проходят интереснее и дают большие возможности для полноценного использования средств учебной и воспитательной работы. Такие группы облегчают организацию дружного коллектива и сохранение его в дальнейшем, когда фехтовальщики разделятся по специализации на разных видах оружия.
|
|
В первом году обучения с группой в 16—20 человек может проводить занятия один преподаватель. В следующем году, когда фехтовальщики перейдут к специализации и появится необходимость проведения индивидуального обучения, на такую группу нужно иметь не менее двух преподавателей. Для тренировок с фехтовальщиками старших разрядов и мастерами спорта следует комплектовать группы так, чтобы на одного тренера было не более 4—6 учеников.
Независимо от численности группы, тренировочные занятия должны всегда носить организованный характер с общим началом и концом занятия.
Желательно, чтобы состав занимающихся был примерно равным по физическому и общеобразовательному уровню развития. Смешение в одну группу юношей разных возрастных категорий, юношей и взрослых, женщин и мужчин, физически сильных и слабых создает большие трудности при проведении занятий. Особенно нежелательно подобное смешение в начальном периоде обучения (на протяжении всего первого года), когда занятия проводятся со всеми одновременно, а давать индивидуальные задания еще нельзя из-за неподготовленности занимающихся.
Подготовленность фехтовальщиков, приступающих к занятиям, надо выяснить для определения характера нагрузки в учебных занятиях и правильного использования разных упражнений, направленных на развитие и совершенствование качеств, необходимых фехтовальщику. Это нужно знать также для правильного составления рабочего плана занятий, назначения специальных заданий, для применения наиболее целесообразных средств и методических приемов обучения и тренировки.
|
|
Определение состояния здоровья и физической подготовленности производится с помощью медицинского осмотра и специальными контрольными проверками приступающих к занятиям. При проведении специальных проверочных испытаний преподаватель должен сам наметить упражнения, выявляющие уровень подготовленности и способности занимающихся.
В этих проверках надо выяснить способность к силовым упражнениям, быстроту, гибкость и координацию движений. Для юношей и взрослых могут быть намечены одинаковые упражнения, но с разными требованиями. Приводим некоторые упражнения, которые могут быть использованы при проверке физической подготовленности.
Проверяемые качества | Предъявляемые требования | Показатели подготовленности | ||||
юноши 13-15 лет | юноши 16-18 лет | мужчины | девушки | девушки | ||
Сила | Подтягивание на перекладине из положения виса (до подбородка) | 2 раза | 5 раз | 6 раз | — | — |
Сгибание и разгибание рук в положении упора лежа за руками | — | — | — | 3 раза | 5 раз | |
Быстрота | Бег на 60 м | 8,5 сек. | 7,5 сек. | 7 сек | 9,5 сек. | 8,5 сек. |
Гибкость | Из положения основной стойки, не сгибая коленей, достать пол, положив на него ладони | Обязательно для всех | ||||
Из положения ступни параллельно на ширине плеч или вместе приседание на полной ступне, не отрывая пяток от пола | Для всех | |||||
Шпагат | Для всех обязательно | |||||
Способность к выполнению упражнений для проверки координации движений | Из положения ноги вместе, руки в стороны: прыжком сменить положение несколько раз | Обязательно для всех | ||||
Из того же исходного положения: ноги делают поскоки — два раза вместе, два раза врозь: руки — на каждый счет — вниз, в стороны. | Обязательно для всех |
Приведенные упражнения могут быть изменены, упрощены или усложнены в зависимости от условий и соображений тренера.
Определение общеобразовательной подготовленности важно для выяснения возможностей использования различных методов обучения: рассказа, показа, ссылок на другие науки, приведения примеров и пр. Естественно, что чем более широко образован занимающийся, тем легче он будет воспринимать пояснения. Так, со студентами институтов физической культуры можно использовать объяснения, основанные на.понятиях физиологии, анатомии, педагогики, психологии, гигиены, врачебного контроля и т. п., что будет невозможно при проведении занятий с подростками 13—14 лет.
Разная физическая подготовленность создает неравные условия формирования спортивно-технических навыков, ставит препятствия к использованию упражнений максимальной мощности и приводит к тому, что сильнейшие будут чувствовать неудовлетворенность нагрузкой урока, а слабые могут считать ее излишне большой. Это в одинаковой мере снижает интерес к занятиям и расхолаживает учеников.
У фехтовальщиков старших разрядов могут допускаться смешанные занятия мужчин и женщин и смежных возрастов, что бывает полезно в ряде случаев, и особенно для специальной подготовки к соревнованиям. Такие ванятия не оледует делать правилом, и их можно использовать только эпизодически, ставя специальные педагогические задачи (для более слабых подтянуться в общении с сильными; для более сильных — опробование приемов в более простых условиях — слабого противника). Частое проведение таких занятий не рекомендуется, так как фехтовальщики более слабые могут почувствовать разочарование и неуверенность в своих силах, а сильные могут проявлять небрежность в выполнении. Здесь можно хорошо использовать различные формы инструкторских занятий, весьма полезных для фехтовальщиков всех разрядов.
|
|
Для правильного построения обучения и тренировки в секции, спортивной школе, юношеских отделениях фехтования и других коллективах должны 'быть подготовлены учебные документы: 1) учебный план; 2) программа; 3) годовые учебные графики расчета учебных часов по всем видам подготовки фехтовальщиков; 4) рабочий план на месяц (период) подготовки; 5) конспект занятий; 6) журнал учета посещаемости и успеваемости; 7) расписание занятий (при условии занятий нескольких групп).
Материалы планирования и учета учебно-тренировочной работы составляются по существующим формам учебной документации, и поэтому мы не делаем им специальной расшифровки. См. учебное пособие для институтов физической культуры «Теория физического воспитания» (редакционная коллегия: Г. И. Кукушкин, П. И. Жуков, И. М. Коряковский). ФиС, 1953, стр. 235—261.