Организация и планирование учебно-тренировочной работы

В спортивном коллективе, секции, спортивной школе орга­низация занятий по фехтованию должна предусматривать пра­вильное комплектование групп занимающихся. При этом следует учитывать: 1) количество занимающихся в группе; 2) подготов­ленность фехтовальщиков, приступающих к занятиях (физиче­ское развитие, подготовленность по другим видам спорта, по комплексу ГТО, общеобразовательная подготовленность, пол, возраст и т. п.); 3) возможность одновременного посещения за­нятий в установленное время.

При нормальных условиях обучения (зал нормальной вели­чины, инвентарь и оборудование) число занимающихся не долж­но превышать в группе начинающих 20 человек. Вместе с тем не следует создавать малочисленные группы. Опыт показывает, что занятия с группой в 16—20 человек проходят интереснее и дают большие возможности для полноценного использования средств учебной и воспитательной работы. Такие группы облег­чают организацию дружного коллектива и сохранение его в даль­нейшем, когда фехтовальщики разделятся по специализации на разных видах оружия.

В первом году обучения с группой в 16—20 человек может проводить занятия один преподаватель. В следующем году, ког­да фехтовальщики перейдут к специализации и появится необ­ходимость проведения индивидуального обучения, на такую группу нужно иметь не менее двух преподавателей. Для трениро­вок с фехтовальщиками старших разрядов и мастерами спорта следует комплектовать группы так, чтобы на одного тренера было не более 4—6 учеников.

Независимо от численности группы, тренировочные занятия должны всегда носить организованный характер с общим нача­лом и концом занятия.

Желательно, чтобы состав занимающихся был примерно равным по физическому и общеобразовательному уровню раз­вития. Смешение в одну группу юношей разных возрастных ка­тегорий, юношей и взрослых, женщин и мужчин, физически сильных и слабых создает большие трудности при проведении занятий. Особенно нежелательно подобное смешение в началь­ном периоде обучения (на протяжении всего первого года), когда занятия проводятся со всеми одновременно, а давать ин­дивидуальные задания еще нельзя из-за неподготовленности за­нимающихся.

Подготовленность фехтовальщиков, приступающих к заня­тиям, надо выяснить для определения характера нагрузки в учебных занятиях и правильного использования разных упраж­нений, направленных на развитие и совершенствование качеств, необходимых фехтовальщику. Это нужно знать также для пра­вильного составления рабочего плана занятий, назначения спе­циальных заданий, для применения наиболее целесообразных средств и методических приемов обучения и тренировки.

Определение состояния здоровья и физической подготовлен­ности производится с помощью медицинского осмотра и специальными контрольными проверками приступающих к занятиям. При проведении специальных проверочных испыта­ний преподаватель должен сам наметить упражнения, вы­являющие уровень подготовленности и способности занимаю­щихся.

В этих проверках надо выяснить способность к силовым уп­ражнениям, быстроту, гибкость и координацию движений. Для юношей и взрослых могут быть намечены одинаковые упражне­ния, но с разными требованиями. Приводим некоторые упражне­ния, которые могут быть использованы при проверке физиче­ской подготовленности.

Проверяемые качества Предъявляемые требования     Показатели подготовленности
юноши 13-15 лет юноши 16-18 лет муж­чины девуш­ки девуш­ки
Сила Подтягивание на пере­кладине из положе­ния виса (до подбо­родка) 2 раза   5 раз   6 раз  
Сгибание и разгибание рук в положении упо­ра лежа за руками 3 раза   5 раз  
Быстрота Бег на 60 м 8,5 сек. 7,5 сек. 7 сек 9,5 сек. 8,5 сек.
Гибкость Из положения основ­ной стойки, не сгибая коленей, достать пол, положив на него ла­дони Обязательно для всех
Из положения ступни параллельно на шири­не плеч или вместе приседание на полной ступне, не отрывая пяток от пола Для всех
Шпагат Для всех обязательно
Способность к выполнению уп­ражнений для проверки коор­динации движе­ний Из положения ноги вместе, руки в сто­роны: прыжком сме­нить положение нес­колько раз Обязательно для всех
Из того же исходного положения: ноги де­лают поскоки — два раза вместе, два раза врозь: руки — на каж­дый счет — вниз, в стороны. Обязательно для всех

Приведенные упражнения могут быть изменены, упрощены или усложнены в зависимости от условий и соображений тре­нера.

Определение общеобразовательной подготовленности важно для выяснения возможностей использования различных методов обучения: рассказа, показа, ссылок на другие науки, приведения примеров и пр. Естественно, что чем более широко образован занимающийся, тем легче он будет воспринимать пояснения. Так, со студентами институтов физической культуры можно использовать объяснения, основанные на.понятиях физиологии, анатомии, педагогики, психологии, гигиены, врачебного конт­роля и т. п., что будет невозможно при проведении занятий с подростками 13—14 лет.

Разная физическая подготовленность создает неравные условия формирования спортивно-технических навыков, ставит препятствия к использованию упражнений максимальной мощ­ности и приводит к тому, что сильнейшие будут чувствовать неудовлетворенность нагрузкой урока, а слабые могут счи­тать ее излишне большой. Это в одинаковой мере снижает интерес к занятиям и расхолаживает учеников.

У фехтовальщиков старших разрядов могут допускаться смешанные занятия мужчин и женщин и смежных возрастов, что бывает полезно в ряде случаев, и особенно для специаль­ной подготовки к соревнованиям. Такие ванятия не оледует делать правилом, и их можно использовать только эпизодиче­ски, ставя специальные педагогические задачи (для более сла­бых подтянуться в общении с сильными; для более сильных — опробование приемов в более простых условиях — слабого про­тивника). Частое проведение таких занятий не рекомендуется, так как фехтовальщики более слабые могут почувствовать разочарование и неуверенность в своих силах, а сильные мо­гут проявлять небрежность в выполнении. Здесь можно хоро­шо использовать различные формы инструкторских занятий, весьма полезных для фехтовальщиков всех разрядов.

Для правильного построения обучения и тренировки в сек­ции, спортивной школе, юношеских отделениях фехтования и других коллективах должны 'быть подготовлены учебные доку­менты: 1) учебный план; 2) программа; 3) годовые учебные графики расчета учебных часов по всем видам подготовки фехтовальщиков; 4) рабочий план на месяц (период) подго­товки; 5) конспект занятий; 6) журнал учета посещаемости и успеваемости; 7) расписание занятий (при условии занятий нескольких групп).

Материалы планирования и учета учебно-тренировочной работы составляются по существующим формам учебной до­кументации, и поэтому мы не делаем им специальной расшиф­ровки. См. учебное пособие для институтов физической культуры «Теория физического воспитания» (редакционная коллегия: Г. И. Кукушкин, П. И. Жу­ков, И. М. Коряковский). ФиС, 1953, стр. 235—261.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: