Рапира
Сабля
Примеры обусловленных контров на сложные действия (1-я группа).
Обусловленные контры на сложные действия
Рапира, шпага
Сабля
1. Атака по маске, 5-я защита, ответ по маске (правому, левому боку). 2. Атака на правый бок, 3-я защита, ответ по маске (правому боку). 3. Атака уколом в 4-й сектор (прямо, переводом), 4-я защита, ответ по маске (правому боку). 4. Атака на левый бок, 4-я защита, ответ по маске или правому боку.
Примечания: 1. Исходное положение в 1, 3 и 4-м упражнениях — 3 позиция; во 2-м упражнении защищающийся в 4-й или 5-й позиции. 2. Ответы уколом, как технически трудные и мало распространенные, в 1-й группе не изучаются.
1. Атака прямо (переводом) в 4-й сектор, защита 4-я, ответ прямо. 2. Атака та же, защита круг 6, ответ прямо или переводом. 3. Атака та же в 3-й сектор, защита круг 4, ответ прямо. 4. Атака та же в 3-й сектор, защита 6-я, ответ прямо или переводом. 5. Атака та же во 2-й сектор, защита 8-я, ответ.
Примечания: 1. Расположение оружия партнеров в позициях и соединениях в соответствии с комбинациями. 2. На шпагах практиковать уколы в руку и впереди стоящую ногу.
|
|
Обусловленные контры на сложные действия, т. е. действия, в которых та или другая акция выполняется не в 1, а в 2 и более фехтовальных темпа, проводятся в тех же 14 упражнениях, описанных выше, в каждом из которых атакующий проводит одну заранее известную обороняющемуся атаку. Например, сабля — 3-темповая атака — обмен по маске (1-й темп), обман на правый бок (2-й), удар по левому боку (3-й темп); рапира — 2-темповая атака—обман переводом (1-й темп) — укол с переводом (2-й темп); шпага — 2-темповая атака — захват в 6-е соединение (1-й темп), укол с переводом (2-й темп). Обороняющийся закрывается соответствующими, обусловленными защитами и наносит ответ.
Этот вид контров не пользуется особым распространением, так как противоречит основному правилу фехтовального поединка — по возможности не реагировать на подготавливающие действия противника в виде обманов, действий на оружие; защищающийся, зная конечное направление атаки, как правило, в контрах этого типа принимает защиту только на последнее движение атакующего, игнорируя его обманы. Однако ими не следует пренебрегать в качестве профилактики в случаях, когда обороняющийся обладает повышенной возбудимостью и чрезмерно реагирует на финты атакующего.
Существует и другая методика проведения упражнений в обусловленных контрах на сложные действия, при которой защищающийся по заданию тренера обязан принимать соответствующие защиты для нормального- развития атаки с попыткой успешно перехватить ее в начальных темпах или защититься в последний момент с нанесением ответа.
|
|
Эта методика способствует правильному ведению клинка в сложных защитах и создает оптимальные условия для вариативной по скорости атаки.
Предположим, что в обусловленных контрах на сложные действия совершенствуется атака: обман на левый бок, удар по маске с переносом. И. п. — дистанция средняя, партнеры в третьих позициях. Нападающий со скоростным выпадом проводит указанную преднамеренную атаку. Защищающийся пытается 4-й защитой перехватить глубокий, но медленный обман на левый бок с ответом по маске или, если обман проведен формально, обозначает 4-ю защиту и, перекрываясь от удара 5-й защитой, наносит обусловленный ответ.
Если защищающийся постоянно умышленно не реагирует на обман по левому боку, атакующий по незаметной подсказке тренера в очередной попытке проводит просто удар по левому боку, что заставит обороняющегося в следующий раз реагировать при хорошем обмане 4-й защитой.
Этот прием употребляется как методическое исключение и не имеет отношения к контрам по выбору.
1. Обман по маске, удар по правому боку, 5—3-я защиты, ответ по маске (правому боку) и наоборот. 2. Обман по левому боку, удар по маске. 4—5-я защиты, ответ по правому боку (левому), маске и наоборот. 3. Обман уколом прямо, удар по правому боку, 4—3-я защиты, ответ по маске (бокам). 4. Обман уколом прямо, удар по маске, 4—5-я защиты, ответ по маске. 5. Батман в 4-е соединение, удар по маске, 5-я защита, ответ по маске, бокам.
1. Батман в 4-е соединение, укол прямо, защита 4-я, ответ прямо. 2. Батман в 6-е соединение — укол с переводом, защита 4-я, ответ прямо. 3. Батман в 6-е соединение — укол прямо, защита 6-я, ответ с переводом,
защита круговая 4-я, ответ прямо. 4. Батман в 8-е соединение — укол с переводом, защита 4-я, ответ прямо, за
щита 6-я, ответ с переводом. 5. Два перевода в верхних линиях, заканчивающихся уколом в 4-й сектор, защиты
6—4, ответ прямо. 6. То же с уколом в 3-й сектор, защиты 4—6, ответ с переводом. 7. Обман переводом во 2-й сектор, перевод вверх, защиты 8—4, ответ прямо, защиты 8—6, ответ с переводом. 8. Обман прямо, перевод в 4-й сектор, защиты круговая 6—4, ответ прямо. 9. Обман прямо, перевод в 3-й сектор, защиты круговая 4—6, ответ прямо. 10. Обман прямо, перевод кнаружи, защиты круговая 4—6, ответ с переводом. 11. Удвоенный перевод, заканчивающийся внутрь, защиты круговая 6—4, ответ прямо. 12. Удвоенный перевод, заканчивающийся кнаружи, защита круговая 4—6, ответ с переводом.
Примечание: Комбинации для шпаги те же, что и для рапиры, но исходят из специфики шпажного фехтования: финты и атаки проводятся на вооруженную руку и ответы даются всегда с оппозицией.
Упражнения в контрах требуют от ведущего урок повышенного внимания, специальных знаний методики подбора упражнений и хорошо продуманной организации занятий, с тем, чтобы при предоставлении самостоятельности действий ученику руководящая роль оставалась за тренером.
Если в рипостной игре главная цель — отработать правильные движения вооруженной руки в условных атаках, защитах и ответах, то в контрах те же приемы становятся боевыми, с активно сопротивляющимся партнером — будущим противником. Атаки выполняются на предельной скорости, обязательно с боевой дистанции, требующей не только движения вооруженной руки, но и доставки оружия в виде выпада, атаки броском и предварительных сближений.
Физиологическая нагрузка для атакующего, включающего в работу ноги, туловище, резко усиливается. У обороняющегося — повышенная требовательность к концентрации внимания. Элементы соревнования, неизбежно возникающие в ходе контров, ведут к повышению психофизической напряженности, часто большей, чем в процессе учебно-тренировочного боя. Поэтому тренер через каждые 4—6 атак, проведенных нападающим, меняет партнеров местами. По этой же причине контры в уроке не должны занимать более 20— 30 мин.
|
|
Партнеров желательно подбирать по силам, чтобы обеспечить равное участие обоих в начальном периоде обучения и совершенствования того или иного приема. Впоследствии каждый из них должен отрабатывать боевые действия с партнерами, обладающими разной конституцией, техникой, подготовленностью, психическими и моральными качествами. Это достигается периодической сменой партнеров.
Упражнения в контрах можно провести и в тройках, где один из спортсменов наблюдает за двумя другими, выполняющими поставленную задачу. Такая организация развивает наблюдательность, воспитывает инструкторские навыки, способствует организации микропроцесса внутри тройки, где отдыхающий несет одновременно функции судьи. Тренер должен поощрять обмен мнениями в паузах между упражнениями, так как это ведет к творческой заинтересованности, анализу ошибок и их исправлению.
Контры могут проводиться в виде соревнований с задачей нанести в данном упражнении большее количество уколов-ударов из 5—10 атак с ведением счета достигнутых атак, полученных ответов и взятых защит.
Для тренировки в контровых упражнениях атаки «стрелой» защищающийся стоит спиной не к стене, а к стулу или чучелу, мешающему отступать, но позволяющему атакующему закончить бросок пробежкой мимо защищающегося.
Опытный тренер должен подбирать боевые приемы и контрольные упражнения с таким расчетом, чтобы в случае неовладения данным боевым действием перенести его в условия более легкого контрового упражнения.
Обучение, совершенствование и боевая тренировка фехтовальщика являются единым многолетним педагогическим процессом.
Под обучением принято понимать овладение новыми, первичными знаниями, навыками и умениями. Этот процесс предполагает формирование у занимающегося специализированных двигательных навыков в соответствии с программой, возможностями и индивидуальными отличиями ученика и характеризуется овладением формой, пространственной структурой движения, составляющей суть приема или действия при оптимальной скорости.
|
|
Педагогическая задача этого этапа — формирование конкретного школьного двигательного навыка в неизменяемых, стандартных условиях его выполнения при максимальной сосредоточенности внимания ученика.
Тренер должен помнить, что форсирование обучения и совершенствования на первой стадии, без усвоения школьных приемов, составляющих фундамент спортивного мастерства, ведет к трудно исправимым в дальнейшем техническим недостаткам, но и наоборот, максималистское требование идеального исполнения боевого действия, не допускающего перехода к изучению следующих по трудности приемов, может обернуться потерей интереса ученика к фехтованию вообще.
За 2—3 года обучения фехтовальщик, обладающий средними психофизическими данными, при правильной организации педагогического процесса может овладеть объемом боевых действий, позволяющих ему выполнить начальные требования Единой всесоюзной спортивной классификации.
Дальнейшее совершенствование фехтовальщика слагается из углубленного развития спортивно-технических и тактических навыков и умений, физических и морально-волевых качеств с сопутствующей задачей — улучшения состояния здоровья.
Этап совершенствования предполагает стремление фехтовальщика (третьеразрядника 1-й группы) работать уже в условиях не учебного, а учебно-тренировочного урока. В занятиях со спортсменами 2-й и 3-й групп все большее место должны занимать специальные упражнения на техническую и тактическую вариативность действий, близких к боевым условиям. Характерен переход от тактики «приема» к тактическим взаимодействиям фехтующих.
Совершенствование в широком аспекте предусматривает некоторое разрушение двигательных параметров, начальной техники и предполагает автоматизацию вариативной техники в процессе специализированных реакций и умений; оттачивание тактического мастерства, которому, спортсмен посвящает долгие годы своей тренировки, в новых формах: индивидуальных уроках, контрах и рипостной игре высшего порядка и др.
Однако высококвалифицированные спортсмены и их тренеры должны помнить основной тезис методики советской школы фехтования, что наилучшей практической школой тактики является сам бой во всех его видах, начиная с учебного, ограниченного специальными условиями, и кончая соревновательным.
Контрольные нормативы. Обусловленные контры на простые действия (табл. 1): сабля — и. п. партнеры в третьих позициях, дистанция средняя, удар по маске, защита 5-я, ответ; рапира, шпага — 6-е соединение, владеет обороняющийся, дистанция средняя, атакующий колет с переводом в 4-й сектор, партнер защищается 4-й защитой с попыткой нанести ответ прямо.
Обусловленные контры на сложные действия (табл. 2): сабля — и. п. — партнеры в третьих позициях, дистанция средняя, обман уколом в левый бок, удар по маске, защита 4-я и 5-я, ответ; рапира, шпага — 4-е соединение, владеет защищающийся; атака двумя переводами, защита 6—4, ответ прямо.
Примечания: 1. Упражнения выполняются с максимальной скоростью, без синкопирующих движений, в доступной для атакующего технике. 2. Защищающиеся в контрах на сложные действия обязательно берут защиты. 3. У женщин (атакующих) на одно поражение меньше, чем у мужчин.