Принципы организации и деятельности государственного аппарата РФ

Органы государства и их классификация в РФ

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих, наделена государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций.

Таким образом, как видно из определения, задачи и функции государства реализуются посредством деятельности государственного механизма, а орган государства — это часть государственного механизма, его основная ячейка, которая обладает следующими специфическими особенностями:

1. Государственный орган наделен властными полномочиями.

Вообще, любое государственно-властное полномочие характеризуется рядом признаков:

• порядок формирования, принципы деятельности государственного органа, его структура и компетенция закрепляются правовыми нормами;

• государственный орган наделен правом издания юридических актов, имеющих обязательную правовую силу;

• в издаваемых юридических актах происходит установление некоторых предписаний, правил поведения. Исполнение данных установлений обеспечивается мерами убеждения, воспитания, поощрения, а также возможностью применения принудительной (карательной) государственной силы;

• государственный орган опирается на материально-техническое обеспечение установленных предписаний.

В данной особенности содержания понятия «государственный орган» проявляется взаимосвязь государства и права, всего государственного механизма и отдельного государственного органа.

2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполняет строго определенные, свойственные ему функции.

4. Для осуществления поставленных перед ними задач государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к числу которых относятся: материальные ценности, многочисленные организации, предприятия, учреждения, не являющиеся государственными органами.

5. Физическим воплощением государственного органа являются люди, из которых состоит аппарат данного органа. Это может быть как отдельное должностное лицо (единоличный государственный орган), так и несколько государственных служащих (коллегиальный государственный орган).

Все многообразие государственных органов можно классифицировать по различным критериям. По виду юридического источника легитимности существования государственного органа они подразделяются на следующие виды:

• первичные органы — данная группа государственных органов устанавливается в нормах Конституции РФ, федеральных и федеральных конституционных законов, уставов субъектов Российской Федерации. Такие органы созданы непосредственно для выполнения задач и функций государства;

• вторичные органы — учреждаются в нормах подзаконных нормативных актов — постановлений и распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента РФ. Такие органы созданы для обеспечения исполнения первичными государственными органами своих полномочий.

Как указывалось выше, по принципу разделения властей все государственные органы делятся на три основные группы (ветви власти): законодательные (представительные), исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы классифицируют на федеральные органы Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

По такому критерию, как длительность действия, все государственные органы делятся на две группы: постоянные и временные, которые в свою очередь делятся на чрезвычайные и военные.

По числу государственных служащих, состоящих на службе в государственном органе, органы подразделяют на единоличные — с одним государственным служащим и коллегиальные — с двумя и более.

Следует отметить, что обобщающим критерием классификации государственных органов, составляющих механизм Российского государства, является их место, роль и функциональное назначение в структуре государственного механизма. Итак, в соответствии с указанным критерием выделяются следующие государственные органы:

1. Президент Российской Федерации — это глава государства, который, согласно Конституции РФ и федеральным законам, выступает в роли гаранта конституционных прав и свобод человека и гражданина, гаранта охраны суверенитета Российского государства.

Кроме того, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Президент также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Однако наряду с Президентом Российской Федерации существуют также президенты в республиках, являющихся субъектами Российской Федерации.

2. Органы представительной и законодательной власти. В современном Российском государстве данная группа органов представлена в Федеральном Собрании, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации является назначаемым органом, в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума является избираемым органом, в ее состав входит 450 депутатов.

Наряду с федеральными существуют также и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти. К числу данных органов относится прежде всего Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Исполнительно-распорядительная деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством органов. К числу последних органов относятся: а) федеральные министерства и их территориальные органы; б) государственные комитеты; в) федеральные комиссии; г) федеральные службы; д) российские агентства; е) федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти.

К группе органов исполнительной власти также относятся исполнительные органы субъектов Российской Федерации, а также аппараты законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

4. Органы судебной власти. К их числу относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

5. Прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным Прокурором.

6. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.


Для начала следует отметить, что принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

1) общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;

2) частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.

К группе общих принципов относятся следующие виды принципов:

1) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в Конституции Российской Федерации:

• народовластие — данный принцип подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти;

• гуманизм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;

•разделение властей — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга;

•федерализм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством и состоит из 89 равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти субъектов. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

• законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

2) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Данные принципы конкретизируют принципы организации и деятельности государственного аппарата, закрепленные в Конституции Российской Федерации:

• верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

• профессионализм и компетентность государственных служащих;

• гласность в осуществлении государственной службы;

• ответственность государственных служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

• внепартийность государственной службы;

• отделение религиозных объединений от государственных;

• сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

• экономичность государственной службы (рентабельность).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: