Форма государства. Определяющими факторами деятельности таких государств будут являться расовый, религиозный, национальный и прочи

Прочие

Национальный

Расовый

Религиозный

Определяющими факторами деятельности таких государств будут являться расовый, религиозный, национальный и прочие интересы.

Государственная власть – публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам(группам) на основе их общих и устойчивых черт и признаков, отражающая присущее данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

                       
   
 
   
   
 
   
 
 
   


Положительные и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов

Достоинства формационного подхода:

1. Продуктивна сама идея типологии государств в зависимости от экономических критериев

2. Выделяются стадии, этапы в развитии государства

3. Раскрывается последовательность, в которой государство проходит своё развитие.

Недостатки

1. Излишне запрограммирован

2.

Достоинства цивилизационного подхода:

1. Акцентирует внимание на политически, социальных, духовных факторах развития общества.

2. Экономические факторы не учитываются

Классификация государств по иным критериям:

А. В зависимости от политического режима выделяют типы государств:

1. Тоталитарные

2.Авторитарные

3.Демократические

4.Либеральные

Б. по отношению к религии выделяют типы государств:

1. Светские

2.Клерикальные

3.Теократические

4.Атеистические.

В. В зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом

1.Демократия

2.Автократия

Формационная типология государств

Главным критерием классификации государств на типы в рамках формационного подхода

Выступают: определенный способ производства, экономический базис общества, классовая принадлежность.

Под формацией понимают определённую ступень в развитии общества, а также структуру общества, присущую данной ступени развития, определяемую способов производства и характером производственных отношений.

Достоинства формационного подхода:

1. Выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством.

2. Определена зависимость государственной власти от социально-экономических факторов, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества.

3. Показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государства.

Недостатки формационного подхода:

1. Не учитываются иные факторы: духовные, культурные, психологические, национальные, географические и т.д.

2. Заранее предопределена схема закономерной смены одного типа государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволят ограничить данный процесс определёнными рамками.

3. Не учитывается восточный тип государства со свойственным ему азиатским способом производства.

4. Игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества.

Цивилизация – социокультурная система.обеспечивающая высокий уровень жизни общества в соответствии с его потребностями, а также поддерживающая развитие данного общества через духовно-культурные факторы.

Виды цивилизаций:

В зависимости от этапов развития:

1. Локальные цивилизации(древнеегипетская)

2. Особенные цивилизации

3. Современные цивилизации

В зависимости от уровня организации:

1. Первичные цивилизации(иранская, сиамская итд)

2. Вторичные цивилизации(западноевропейская, восточноевропейская итд)

Выделяют также цивилизации:

1. Древние, средневековые, современные

2. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные

3. Крестьянские, промышленные и научно-технические

4. Восточные, западные, смешанные

Достоинства цивилизационного подхода:

1. Духовно-культурные факторы оказали существенное влияние на процесс развития государственности.

2. При познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.

Недостатки формационного подхода:

1. Не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества.

2. Не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом.

3. Характеристика общества с позиции культурно-исторического развития теряет государственно-политический оттенок и в итоге становится характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической общности.

Функции государства – основные направления деятельности государства,отражающие его сущность, социальное назначение по осуществлению стоящих перед ним целей и задач.

Признаки функций государства:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности.

2. Функции государства охватывают его деятельность в целом.

3. Они носят комплексный, собирательный характер, в них воплощается сосредоточение воплощения усилий государства на решающих направлениях.

4. Их необходимо отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться специально уполномоченными органами, структурными подразделениями различных органов государства.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая еготерриториальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[1]. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числеполитических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

· исторические традиции развития национальных государств;

· исторические особенности становления национальной государственности;

· реальное соотношение социальных сил в стране;

· национальный состав населения страны;

· менталитет населения;

· зарубежный опыт;

· уровень жизни населения;

· степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

· роль мирового сообщества[2].

Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Элементы форм государства

· Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё вДревней Греции);

· Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII—XVIII вв.);

· Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: