Теоретическая часть
Теории права и государства
Тема № 1. Понятие, объект, предмет, метод, структура и функции
Раздел I. Понятие, предмет, система и методология теории права и государства
Трудоемкость равна 2 часам.
Понятие об объекте и предмете теории права и государства. Основные подходы, изложенные в научной литературе. Государство, власть, право как общий объект теории права и государства.
Взаимодействие государства, власти, права как процесс проявления их сущности и его познание как предмет теории права и государства.
Структура теории государства и права, философия и социология права, теория государства и государственной власти, теория права, теория нормативной юридической системы, теория юридической деятельности. Основные подходы, изложенные в научной литературе.
Функции теории права и государства.
Понятие о методологии государственно-правового исследования. История становления методологии теории государства и права. Основные исследовательские установки. Развитие системы познавательных средств как отражение степени зрелости науки.
|
|
Концепция метода общей теории права проф. В.М. Сырых в работе “Логические основания общей теории права” и возможности ее распространения на теорию права и государства.
Методологическая роль теоретико-понятийного аппарата в познании предмета теории права и государства.
Соотношение методологии и метода общей теории права и государства.
Диалектический метод исследования права и государства.
Абстрактное и конкретное, логическое и историческое в государственно-правовом исследовании.
Системный, сравнительный, социологический методы исследования.
Эмпирическое и теоретическое исследование государственно-правовых явлений.
Формально-юридический и нормативно-юридический способы исследования.
Религиозный способ отражения государственно-правовых явлений. Синергетический подход к анализу государственно-правовых явлений.
Приемы исследования государственно-правовых явлений. Соотношение методов и приемов исследования. Технология государственно-правового исследования.
Соотношение общенаучных и специально-юридических методов и приемов исследования.
Методы исследования как отражение “природы содержания” изучаемых явлений. Объективные возможности отдельных методов и приемов исследования и необходимость их системного использования.
Коренные изменения в предмете, методе, структуре теории права и государства в современный период.
Трудоемкость равна 4 часам.
Целью данного практического занятия является определение и оценка знаний, полученных студентами при освоении теоретической части, а также, формирование у них, на основе этих знаний, следующих компетенций:
|
|
ОК 3.3 | Владение основными способами мышления, способность к свободному общению по проблемам методологии государственно-правового мышления. |
ОК 3.10 | Навыки определения сущности и признаков государственно-правовых явлений и их классификации, а также перспектив их развития. |
ОК 3.11 | Навыки формулирования определений государственно-правовых явлений. |
ОК 3.12 | Способность выявлять и описывать взаимосвязи между различными государственно-правовыми и иными социальными явлениями. |
ОК 6.1 | Готовность добровольно нести ответственность за правонарушения, в том числе и нарушения учебной дисциплины |
ПК 1.1.7 | «Владение теоретическими знаниями о государственно-правовых явлениях, предусмотренных государственным образовательным стандартом, учебным планом, программой дисциплины» |
ПК 14.1.7 | Способность передавать правовые знания участникам общественных отношений. |
Компетенция ОК № 3.3 «Владение основными способами мышления, способность к свободному общению по проблемам методологии государственно-правового мышления» формируется на практическом занятии в процессе решения студентами письменных заданий по применению научных методов к исследованию государственно-правовых явлений, а также посредством интерактивного общения по проблемам методологии познания. Поскольку студентами еще не освоены теоретические знания по соответствующим разделам теории государства и прав, все признаки государственно-правовых явлений на этом этапе должны быть адаптированы для максимально эффективного их восприятии студентами с учетом их уровня подготовки.
Данная компетенция оценивается 2 баллами (один за умение применять методы, второй за способность общаться по проблемам методологии) при успешном ее освоении либо 0 баллов при ее не освоении студентом.
Компетенция ОК № 3.10 «Навыки определения сущности и признаков государственно-правовых явлений и их классификации, а также перспектив их развития» на этом практическом занятии формируется посредством решения студентами задач на выявление признаков, предложенных им, государственно-правовых явлений с использованием основных методов познания. Эта компетенция формируется параллельно с формированием компетенции ОК № 3.3.
Данная компетенция оценивается 1 баллом при успешном ее освоении либо 0 баллов при ее не освоении студентом.
Компетенция ОК № 3.11 «Навыки формулирования определений государственно-правовых явлений» формируется посредством самостоятельного конструирования теоретических моделей определений студентами при решении задач в течение всего практического занятия, в том числе при освоении компетенции ОК № 3.3.
Данная компетенция оценивается 1 баллом при успешном ее освоении либо 0 баллов при ее не освоении студентом.
Компетенция ОК № 3.12 «Способность выявлять и описывать взаимосвязи между различными государственно-правовыми и иными социальными явлениями» формируется у студентов на этом занятии посредством выделения причинно-следственных связей между, используемыми методами познания и результатами познавательной деятельности.
Данная компетенция оценивается с учетом результатов самостоятельной работы студентов (смотри задание для самостоятельной работы по данной теме) 1 баллом при успешном ее освоении либо 0 баллов при ее не освоении студентом.
Компетенция ОК № 6.1 «Готовность добровольно нести ответственность за правонарушения, в том числе и нарушения учебной дисциплины» оценивается путем зачета одного балла при отсутствии признаков безответственного поведения либо проставлением в ведомость 0 баллов за проявление студентом признаков безответственного поведения (не подготовка к занятию; не исправление отрицательных оценок; поведение, мешающее освоению дисциплины другими студентами; отказ от принятия негативных последствий нарушения учебной дисциплины и др.).
|
|
Компетенция ПК № 1.1.7 «Владение теоретическими знаниями о государственно-правовых явлениях, предусмотренных государственным образовательным стандартом, учебным планом, программой дисциплины» формируется посредством изучения студентами основной, дополнительной учебной литературы по теме. Оценивается эта компетенция на основе определения объема и содержания теоретических знаний, предусмотренных требованиями к теме теоретической части учебной дисциплины. Формой контроля освоения теоретических знаний является тестирование студентов. Результатом оценки теоретических знаний является дифференцированная оценка по трехбалльной системе (если процент освоенных дидактических единиц в тестовых заданиях составляет: от 55% до 69% - 1, от 70% до 84% - 2, от 85% до 100% - 3) либо незачет теоретических знаний (в случае если процент освоенных дидактических единиц в тестовых заданиях составляет менее 55%).
Компетенция ПК 14.1.7 «Способность передавать правовые знания участникам общественных отношений» формируется посредством интерактивного общения студента с аудиторией на практическом занятии. Исходя из временных пределов аудиторной работы и необходимости оценки данной компетенции у каждого студента, содержание задания должно позволять студенту донести необходимую информацию до аудитории за 2-3 минуты, такое же количество времени отводится для ответов на вопросы.
Данная компетенция оценивается 1 баллом при успешном ее освоении либо 0 баллов при ее не освоении студентом.