№ тем | Темы и их объем в часах Контрольные вопросы | Цели и задачи занятий | Проблемные вопросы |
1. | Предмет и метод теории государства и права – 2 часа 1. Предмет и строение теории государства и права. 2. Методы теории государства и права. 3. Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. 4. Функции теории государства и права | Цель: ознакомить слушателей с содержанием предмета и особенностями методов теории государства и права. Задачи:определить суть понятия предмета теории государства и права, выявить критерии классификации методов теории государства и права, дать представление о месте теории государства и права в системе общественных наук. | Понятие предмета теории государства и права. Практическая значимость специальных методов теории государства и права. Общность теории государства и права с другими общественными науками. Место, роль и функции теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. |
2. | Происхождение государства и права – 1 часа 1. Социальная властьи нормыдогосударственного периода: общая характеристика. 2. Основные закономерности возникновения государства и права. 3. Разнообразие теорий происхождения государства и права. 4. Формы происхождения государства и права. | Цель:ознакомить слушателей с теоретическими концепциями по генезису государства и права. Задачи: определить причины возникновения государства и права, выявить необходимые условия появления элементов государства в догосударственный период. | Исследование проблемы происхождения государства и права. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права. Взаимосвязь государства и права. |
3. | Научные основы типологии государства – 1 час 1. Определение различных типов государств. 2. Формационный подход в типологии государств. 3. Цивилизационный подход в типологии государств. | Цель:ознакомить слушателей с критериями классификации государств и их типам. Задачи: рассмотреть понятие «типология» государств и факторы, определяющие типы государств. | Особенности формационного и цивилизационного подходов в типологии государств, критерии их классификации. Особенности государств древнего периода, среднего периода, Нового и Новейшего времени. |
4. | Понятие и общая характеристика государства – 1 час 1. Понятие государства. 2. Разнообразие определений государства. 3. Признаки государства. | Цель:ознакомить слушателей с методологическими подходами в анализе государственности, его признаки, дать четкое представление о понятии «государство». Задачи: определить основные характерные черты государства | Эволюция понятия, сущности и назначения государства. Соотношение государственного, национального и народного суверенитета. Отличие государства от других социальных институтов. |
5. | Сущность и социальное назначение государства – 1 час 1. Сущность государства и ее проявления. 2. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства. 3. Социальное назначение государства. | Цель: ознакомить слушателей с основными подходами понимания сущности государства. Задачи: определить сущностные характеристики государства. | Классовый подход понимания сущности государства. Социальный подход понимания сущности государства. Социальное предназначение государства и необходимость его развития в современный период в либерально-демократическом направлении. |
6. | Форма государства – 1 час 1. Понятие формы государства и ее элементов. 2. Форма правления и ее виды. 3. Форма государственного устройства. 4. Политический режим | Цель:ознакомить слушателей с элементами форм государства. Задачи: определить факторы, влияющие на форму государства, рассмотреть особенности элементов форм правления. | Понятие формы государства. Формы правления в различных типах государств. Особенности национально-территориального и административно-территориального устройства государств. Соотношение формы государства и политического режима. |
7. | Функции государства – 1 час 1. Понятие функций государства. 2. Критерии классификации функций государства. 3. Основные внутренние функции государства. 4. Основные внешние функции государства. 5. Формы осуществления функций государства. | Цель:ознакомить слушателей с понятие, значением и особенностями функций государства. Задачи:определить содержание основных функций государства, рассмотреть формы и методы осуществления функций государства. | Критерии классификации функций государства. Эволюция функций государства. Особенности функций государства на современном этапе. |
8. | Механизм (аппарат) государства – 1 час 1. Понятие и структура механизма государства. 2. Государственный орган и его признаки. 3. Классификация органов государства. 4. Принципы организации и деятельности органов государства. | Цель:ознакомить слушателей с понятием и структурой государственного аппарата, принципами его организации и функционирования. Задачи: рассмотреть особенности построения государственного аппарата, определить его роль и значение в обществе. | Понятие механизма государства. Критерии классификации государственных органов. Система органов государства Республики Казахстан. Соотношение понятий «механизм государства», «механизм осуществления государственной власти» и «государственный аппарат». |
9. | Государство в политической системе общества – 1 час 1. Понятие политической системы общества. 2. Место и роль государства в политической системе общества. 3. Государство и общественные организации. | Цель:ознакомить слушателей с понятием и элементами политической системы общества. Задачи: рассмотреть функциональный и институциональный подходы к определению политической системы общества, выявить особенности государства в политической системе общества. | Структура политической системы общества. Типы политических систем. Роль государства и права в политической системе общества. Правовое регулирование политических партий, общественных организаций и их роль в политической системе общества. |
10. | Правовое государство и гражданское общество – 2 часа 1. Идеи развития правового государства. 2. Понятие и признаки правового государства. 3. Понятие и структура гражданского общества. | Цель:ознакомить слушателей с понятием и признаками правового государства и гражданского общества. Задачи: рассмотреть зарождение и эволюцию концепции правового государства, выявить атрибутивные характеристики института правового государства. | Идеи правового государства в трудах Платона, Ш.-Л. Монтескье и Дж Локка. Основные признаки и черты правового государства. Перспективы развития гражданского общества в Республике Казахстан. |
11. | Понятие и признаки права – 1 час 1. Понятие и признаки права. 2. Принципы права. 3. Социальное назначение и сущность права. 4. Функции права. | Цель:ознакомить слушателей с сущностными характеристиками права и содержанием понятия права. Задачи: раскрыть принципы права, его отличие от социальных норм первобытного общества, рассмотреть теоретическое и практическое значение категории «сущность права». | Понятие и принципы права. Общая характеристика материального и процессуального права, публичного и частного права. Содержание функции права, формы реализации. |
12. | Современные концепции правопонимания – 2 часа 1. Нормативисткая теория права. 2. Социологическая теория права. 3. Естественно-правовая теория. 4. Психологическая теория права | Цель:ознакомить слушателей с основными концепциями правопонимания. Задачи: раскрыть особенности современных концепций правопонимания. | Сущность права в нормативистской теории права. Понимание права в социологической теории права. Суть естественно-правовой теории. Особенности психологической теории права. |
13. | Право в системе социальных норм – 1 час 1. Понятие и классификация социальных норм. 2. Право и обычай. 3. Право и религиозные нормы. 4. Взаимосвязь права и морали | Цель:ознакомить слушателей с общей характеристикой системы социальных норм и их классификацией. Задачи:определить содержание и значение групп социальных норм, рассмотреть роль и место права в системе социальных норм. | Понятие содержания системы социальных норм. Взаимосвязь и взаимодействие права и обычая, права и религии, права и морали. |
14. | Источники (форма) права – 2 часа 1. Понятие формы права. 2. Основные виды источников права в современных государствах. 3. Пределы действия нормативных правовых актов и иных источников права. | Цель:ознакомить слушателей с понятием формы права как способом выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Задачи: рассмотреть соотношение понятий формы и источника права и их видов. | Понятие формы права в материальном, идеологическом и юридическом смыслах. Соотношение формы права и источника права. |
15. | Норма права – 2 часа 1. Понятие и признаки правовых норм. 2. Классификация правовых норм. 3. Структура правовых норм. 4. Способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта. | Цель:ознакомить слушателей с сущностной характеристикойправовых норм Задачи: рассмотреть особенности социального функционирования правовых норм, критерии классификации правовых норм. | Общая характеристика правовых норм и структурных элементов. Соотношение нормы права статьи закона. Значение классификации правовых норм для практики правового регулирования. |
16. | Нормативный правовой акт – 1 час 1. Понятие и виды нормативных правовых актов. 2. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 3. систематизация нормативных правовых актов | Цель:ознакомить слушателей с понятием нормативных правовых актов, их иерархической структурой, рассмотреть виды систематизации нормативно-правовых актов. Задачи:представить определениенормативно-правового акта и закона, характеристику особенностей действия нормативно-правовых актов, рассмотреть проблемы систематизации нормативно-правовых актов. | Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Обратная сила закона. Виды законов. Пределы действия нормативно-правовых актов. Необходимость систематизации нормативно-правовых актов. Кодификация как наиболее совершенная форма систематизации законодательства. |
17. | Правовые отношения – 2 часа 1. Понятие правовых отношений. 2. Виды правовых отношений. 3. Содержание правовых отношений. | Цель: ознакомить слушателей с содержанием и особенностями правовых отношений. Задачи: дать анализ классификации правовых отношений, определить содержание правовых отношений. | Право и правоотношения. Место правоотношения в механизме правового регулирования. Виды правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды. Содержание правоотношений. Юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений. |
18. | Правотворчество – 2 часа 1. Понятие и принципы правотворчества. 2. Виды правотворчества. 3. Стадии правотворческого процесса. | Цель:ознакомить слушателей с принципами и видами правотворчества, стадиями правотворческого процесса. Задачи: рассмотреть основные стадии правотворческого процесса, дать понятие референдума, определить виды правотворчества. | Понятие и принципы правотворчества. Виды правотворчества. Референдум Делегированное законодательство. Право законодательной инициативы. |
19. | Реализация права – 2 часа 1. Понятие реализации норм права. 2. Формы реализации норм права. 3. Применение права как особая форма реализации норм права. 4. Стадии правоприменительного процесса. 5. Пробелы в праве и способы их восполнения | Цель:ознакомить слушателей с вопросами реализации права как процесса правового регулирования. Задачи: определить критерии классификации норм права, рассмотреть особенности правоприменительного процесса | Понятие и формы реализации права. Применение права как деятельность государства по обеспечению права. Особенности актов правоприменения. Пробелы в законодательстве. |
20. | Толкование нормативно-правовых актов – 2 часа 1. Понятие и необходимость толкования нормативных актов. 2. Способы толкования нормативных актов. 3. Виды толкования по субъектам. 4. Виды толкования по объему. | Цель:ознакомить слушателей с понятием и сутью толкования права. Задачи: определить значение толкования права, его способы и результат толкования. | Понятие и виды толкования нормативных актов. Особенности аутентичного толкования. Акты толкования и их особенности. Соотношение нормативных правовых актов, актов правоприменения и актов толкования. |
21. | Систематизация законодательства – 1 час 1. Понятие систематизации законодательства. 2. Формы систематизации законодательства. 3. Кодификация как совершенная форма систематизации законодательства. | Цель:ознакомить слушателей с основными формами законодательства. Задачи: определить необходимость систематизации законодательства, формы систематизации хаконодательства. | Необходимость систематизации законодательства. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация. |
22. | Механизм правового регулирования – 1 час 1. Понятие механизма правового регулирования. 2. Предмет правового регулирования. 3. Метод правового регулирования. | Цель:ознакомить слушателей с понятием правового регулирования и его механизмом. Задачи: рассмотреть особенности предмета и метода правового регулирования как основание деления права на отрасли. | Понятие механизма правового регулирования. Структура предмета правового регулирования. Структура метода правового регулирования. |
Система права и система законодательства – 1 час 1. Понятие и элементы системы права. 2. Общая характеристика основных отраслей права. 3. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства. | |||
24. | Типы права и основные правовые системы современности – 2 часа 1. Понятие и классификация правовых систем. 2. Общая характеристика Романо-германской правовой системы. 3. Особенности англо-саксонской правовой системы. 4. Мусульманское право. | Цель:ознакомить слушателей с особенностями основных правовых систем современности. Задачи: дать аналитический обзор сравнительного исследования национальных правовых систем, раскрыть основные качественные характеристики. | Критерии классификации правовых систем. История формирования основных правовых систем. Особенности основных правовых систем современности. |
25. | Законность и правопорядок – 1 час 1. Понятие и принципы законности. 2. Субъекты закона и законности. 3. Содержание, форма и структура правопорядка. 4. Соотношение законности и правопорядка | Цель:ознакомить слушателей с понятиями законности и правопорядка, дать анализ их основных сторон. Задачи:определить категории законности, субъектов закона и законности, гарантии обеспечения законности и правопорядка. | Понятие законности и правопорядка. Принципы и гарантии обеспечения законности и правопорядка. Реализация принципа равенства всех перед законом и судом. |
26. | Правомерное поведение и правонарушение – 2 часа. 1. Понятие и классификация правомерного поведения. 2. Понятие правонарушения и его виды. 3. Юридический состав правонарушения. | Цель: ознакомить слушателей с понятием правомерного поведения и его психологией, видами правонарушений. Задачи: определить соотношение понятий «правомерное» и «противоправное». | Психология правомерного поведения. Свойство противоправности правонарушений. Элементы состава правонарушения. |
27. | Юридическая ответственность – 1 час 1. Понятие и виды юридической ответственности. 2. Цели и принципы юридической ответственности. 3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. | Цель:ознакомить слушателей с понятием правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности. Задачи:рассмотреть цели и принципы юридической ответственности. | Цели и принципы юридической ответственности. Основание юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие и освобождающие юридическую ответственность. |
28. | Правосознание и правовая культура – 2 часа 1. Понятие и структура правового сознания. 2. Виды правового сознания. 3. Право и правосознание. 4. Правовая культура: понятие, формы и функции 5. Деформация правового сознания и пути их преодоления. | Цель:ознакомить слушателей с особенностями правового сознания и правовой культуры. Задачи: рассмотреть определение правового сознания и правовой культуры, их значимость в развитии правового государства и гражданского общества. | Понятие и особенности правового сознания, правовой культуры и правового воспитания. Структура и функции правового сознания. Формы и методы осуществления правового воспитания. Формы проявления правового нигилизма и пути их преодоления. |
29. | Право и личность – 1 час 1. Понятие и классификация прав человека и гражданина. 2. Правовой статус личности. 3. Государство и личность: взаимная ответственность. | Цель:ознакомить слушателей с понятиями прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Задачи:рассмотреть классификацию прав личности, определить правовой статус личности и его структуру. | Признаки прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав человека. Соотношение личности, государства и права. |