В философском смысле под формой понимается способ существования содержания. Это внутренняя структура, делающая возможным существование предмета или явления.
В теории государства и права под формой государства понимается организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.
Проблема формы государства подвергались глубокому изучению уже в древности. Философы занимались классификацией государственных форм. Правда они не расчленяли понятия сущности и формы государства, это был философский, а не юридический подход. В учениях средневековья основное внимание уделяли божественному источнику власти. В новое время определение формы государства и соответствующая классификация политических форм основывались на принципах правления как отражение связи между властвующими и подвластными. Монтескье разделял формы государства на четыре вида: республику, монархию, деспотию, аристократию. Монтескье утверждал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других факторов. Идеалом для Монтескье являлась конституционная монархия английского образца, так как по его мнению здесь объединялись лучшие принципы управления.
|
|
Для Руссо высшая суверенная власть должна принадлежать только народу, который может передать её различным лицам и органам. Руссо различал политические формы в зависимости от того, кому народ передавал государственную власть. Если власть передавалась одному лицу, то такая политическая форма называлась монархией, если нескольким лицам - аристократия, если же власть осуществлялась всем народом, то такая политическая форма называлась демократией. Однако по Руссо эти формы могли существовать только в идеале. В реальной действительности существует смешение принципов управления.
Русский ученый Г.Ф. Шершеневич считал, что вопрос о форме государства есть вопрос о том, кто является органом власти или, иначе говоря, воля каких лиц подчиняет себе волю других.[1] Так же понимал вопрос о форме государства Н.М. Коркунов. Он считал, что главным критерием для понимания государственной формы является правовой статус органов высшей власти и гражданина. Он подразделял государства на монархии и республики.
В Новейшее время ученые-юристы, политологи пришли к выводу, что понятие «форма государства» не исчерпывается правовым статусом органов государственной власти. Например, Г. Кельзен считал, что наиболее значимым для определения формы государства является правовое положение личности в государстве.
|
|
В российской науке долго не было единства мнений по вопросу форм государства. Некоторые ученые, например. А.И. Денисов понятие формы государства отождествляли с формой правления.[2] Некоторые ученые утверждали, что в узком смысле форма государства действительно тождественна с формой правления, но в широком она включает в себя и форму государственного устройства.
Как уже говорилось, понятие «форма государства» включает в себя
три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма правления - это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся её источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и населением. Это та сторона организации верховной власти, в которой выражаются принципы верховной, суверенной власти в государстве.
Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.
Политический режим - это конкретное проявление государственной власти, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, правовом статусе личности.
Факторы, которые обусловливают разнообразие форм государства могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий для каждого государства. На специфику форма государства оказывают влияние исторические и национальные традиции, характер экономики государства. Например, ныне существующие монархии значительно отличаются друг от друга, несмотря на схожие черты, например, монархия Англии и Объединенных Арабских Эмиратов имеют коренные отличия.
Немаловажное значение для формирования той или иной формы государства имеют международные политические отношения. В исторической прошлом частыми явлениями было порабощение одного народа другим и навязывание той формы государственной власти, которая существовала у завоевателей. Сейчас, например, существование федерации в качестве формы государственного устройства некоторых стран американского континента - Мексики, Бразилии, Канады объясняются политическим влиянием США. Внешнеполитическая обстановка может влиять на политический режим. Например, до татаро-монгольского завоевания режим на Руси был относительно демократическим, после завоевания, консолидации русских земель для борьбы с монголо-татарами режим стал деспотическим. Также немаловажное значение на формирование политического режима Советской России оказала её внешнеполитическая изоляция в первые годы советской власти.