Под систематизацией принято понимать их упорядочивания, приведение в систему по определенным критериям, с целью облегчения поиска и приведения этих актов.
Формы систематизации нормативно правовых актов:
- Инкорпорация – самая простая форма систематизации. Как форма систематизации представляет собой простое упорядочивание нормативно правовых актов, без изменения их содержания, при этом возможные пробелы в этих актов и возможные противоречия между ними не устраняются.
Инкорпорировать – включить в сборник. Инкорпорация может проводиться по различным критериям: по юридической силе нормативно правовых актов, по дате принятия (хронологическая), по субъектам принятия, по предмету регулирования и т.д.
В зависимости от субъектов, которые осуществляют инкорпорация, она может быть:
- официальной – такая корпорация, которая осуществляется специально уполномоченными государственными субъектами и на ее результаты можно ссылаться в правоприменительной деятельности.
- не официальной – такое объединении нормативно правовых актов, которое осуществляется лицами в общественных целях.
|
|
В зависимости от объема инкорпорированного материала:
- всеобщей (генеральная) – предполагает объединение всех нормативно правовых актов. Высшей формой генеральной корпорации является создание свода законов государства, в которую входят все без исключения нормативные акты государства и действующие на данный момент и уже утратившие силы, и место для тех которые будут приняты.
- межотраслевая – объединение нормативно правовых актов действующих в смежных отраслях законодательства.
- отраслевая – объединение нормативно правовых актов действующих в одной отрасли законодательства. Например, финансового права.
- институциональная – объединение нормативно правовых актов действующих в одном институте законодательства.
- Кодификация – это не только внешние, но и внутренние упорядочивание нормативно правовых актов, устранение возможных пробелов и противоречий в них, в результате чего создается новый, единый, внутренне согласованный нормативно правовой акт – кодекс. В отличие от инкорпорации кодификация предполагает внутреннюю переработку нормативно правовых актов. Результат новый нормативно правовой акт, то соответственно кодификация одна из форм правотворческой деятельности и соответственно заниматься кодификацией, могут только специально уполномоченные органы государственной власти. Кодификация может быть только официальной.
Все акты, на основе которых кодификация проводилась, утрачивают свою юридическую силу.
|
|
В зависимости от объема, кодификация бывает:
- генеральной - предполагает создание целого ряда кодифицированных актов.
- отраслевой – принимается кодекс, регулирующий соответствующие отраслевые отношения в рамках конкретной отрасли права.
- институциональной - регулирует отношения в рамках одного правового института. Например, кодекс РФ о правонарушениях.
Виды кодифицированный актов:
- кодексы (федеральные, субъектов федерации)
- основы законодательства – это кодифицированный акт, характерный для федеративного государства и, как правило, вопросы совместного ведения.
- уставы – Например, воинский устав.
- типовые или общие положения – Например, общее положение о таможенном управлении.
- Консолидация - как форма систематизации занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией. Консолидация – укрупнение. Как форма систематизации, она представляет собой объединение нормативно правовых актов, посвященных регулированию одного и того же вопроса, в новый укрупненный нормативно правовой акт. Но при этом, возможны, пробелы в этих актов не устраняются. Консолидация одна из форм правотворческой деятельности. Например, указ президента от 2005 года о праздничных и памятных датах; ФЗ о государственных наградах РФ.
В литературе выделяют 4 форму – Учет нормативно правовых актов. Учет нормативно правовых актов – вид систематизации, который проводится в соответствующих учреждениях с целью упорядочивания актов.Различают: алфавитный, карточный и т.д. Учет одна из форм инкорпорации, и не более того.
13.03.2013
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Указание юридических факторов находят в гипотезе правовых норм.
Факты достаточно разнообразны и их можно квалифицировать:
- В зависимости от характера последствий
- правообразующие - возникновение правового отношения (приказ ректора о зачислении в число студентов).
- право изменяющие – такие обстоятельств с которыми гипотеза связывает изменение правоотношения (приказ ректора о переводе с одной формы обучения на другую)
- право прекращающие – такое обстоятельство с которым норма права связывает окончание, прекращение правоотношения (приказ ректора об отчислении числа студентов)