Понятие, необходимость и способы толкования норм права

Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах.

Толкование - это деятельность по установлению содержания (разъяснению смысла) нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.

Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь тебуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.

Виды толкования:

I. По объему толкования:

- адекватное

- расширительное (текст уже того, что законодатель хотел сказать)

- ограничительное (понимать уже, чем оно записано)

II. По субъектам толкования:

- официальное – толкование органа гос. власти, который обязан заниматься такой деятельностью (судебное, прокурорское)

- официозное – толкование, даваемое гос. органом, в обязанность которого эта деятельность не входит (Минюст – толкование уголовно-исполнительного кодекса)

- неофициальное – уяснение и разъяснение смысла правовых норм, даваемое субъектом, не обладающего государственно-властными полномочиями

Официальный комментарий:

Аутентичное толкование – разновидность официального толкования, указывающего, что акт толкования принимается теми же самыми органами гос. власти, которые приняли сам акт.

Легальное – разъяснение дается уполномоченным на то органом

Официозный комментарий может быть только легальным

Неофициальное толкование:

Обыденное – относится к субъектам, не являющимися специалистами в юриспруденции

Профессиональное – дается сведущими в праве людьми

Доктринальное – людьми, учеными юридической науки

Индивидуальное

Коллективное

Массовое

III. По форме:

- нормативное

- казуальное

Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов - способов толкования (уяснения).

Основными способами толкования-уяснения являются следующие:

1) грамматический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;

2) логический - совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;

3) специально-юридический - совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);

4) систематический - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;

5) историко-политический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.

Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний.

39. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество - вид государственной деятельности, заключающийся в процессе формирования и придания официальной формы в виде закона волеизъявлению, соответствующему интересам большинства населения.

Различают три способа правотворчества:

- непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;

- санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями;

- непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

К принципам правотворчества относятся:

1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

5. гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

40. Правовые отношения: понятие, признаки, состав.

Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.

Состав правовых отношений - совокупность элементов, необходимых для существования правовых отношений: субъекты; содержание правовых отношений (юридическое, фактическое (материальное)), объекты.

Признаки правовых отношений:

  • 1) это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;
  • 2) они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;
  • 3) носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;
  • 4) урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;
  • 5) участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;
  • 6) выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.

Виды правовых отношений:

По отраслевой принадлежности:

  • - уголовно-правовые,
  • - государственно-правовые,
  • - административно-правовые и др.;

По функциональному назначению:

  • - регулятивные,
  • - охранительные;

По степени индивидуализации:

  • - Относительные — в них определены все участники правовых отношений;
  • - Абсолютные — в них определена одна сторона правовых отношений;

В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:

  • - материальные,
  • - процессуальные,
  • - публичные,
  • - частные;

В зависимости от количества участников:

  • - простые — складываются между двумя субъектами;
  • - сложные — между несколькими субъектами.

41. Субъекты правовых отношений: понятие, виды. Правосубъектность.

Субъекты права - лица, обладающие возможностью быть носителями юридических прав и обязанностей, т.е. правосубъектностью. Правосубъектность – способность быть субъектом права.

Субъекты правовых отношений - субъект права, реализующий свою правосубъектность и ставший участником конкретного правового отношения.

Виды субъектов правовых отношений: индивидуальные (физические лица); коллективные (юридические лица): государство, государственные организации, негосударственные организации.

Состав правосубъектности:

  • 1) Правоспособность — предусмотренная нормами права способность лица быть участником правовых отношений, т.е. иметь субъектные права и обязанности;
  • 2) Дееспособность — предусмотренная нормами права способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать, осуществлять и прекращать субъективные юридические права и обязанности;
  • 3) Деликтоспособность — способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение.

Виды правосубъектности в зависимости от объема:

  • - Общая — способность быть субъектом права вообще;
  • - Отраслевая — способность быть субъектом определенной отрасли права;
  • - Специальная — правосубъектность отдельных видов субъектов права.

Основные черты правоспособности физических лиц:

  • - возникает в момент рождения человека;
  • - основывается на естественных правах человека;
  • - объем зависит от наличия гражданства, т.е. правовой связи с государством.

Основные черты дееспособности физических лиц:

  • - в момент возникновения связана с отраслевой принадлежностью правовых отношений, в которые вступает субъект;
  • - возникает с достижением определенного возраста, предусмотренного нормами той или иной отрасли права;
  • - предполагает наличие психического здоровья, способности осознавать значение своих действий и их последствий.

Основные черты деликтоспособности физических лиц:

  • - обусловлена отраслевой принадлежностью правовых отношений, в которые вступает субъект;
  • - возникает с достижением определенного возраста, предусмотренного нормами той или иной отрасли права;
  • - обусловлена наличием психического здоровья, способности осознавать значение своих действий и их последствий;
  • - возникает в связи с совершением лицом правонарушения.

Правосубъектность государства связана с приобретением им суверенитета, признания его мировым сообществом государств.

Правосубъектность государственных организаций возникает в момент принятия НПА об учреждении в статусе и компетенции данной организации.

Правосубъектность юридического лица возникает в момент признания (регистрации) факта создания лица.

42. Объекты правовых отношений: понятие, виды.

Объекты правовых отношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правовых отношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Подходы к пониманию объектов правовых отношений:

  • 1) Монистический— объектом правовых отношений могут выступать только действия субъектов, поступки людей;
  • 2) Плюралистический — объекты правовых отношений весьма разнообразны (явления окружением мира, по поводу которых участники вступают в правовые отношения).

Виды объектов плюралистической теории:

  • - предметы материального мира (средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д);
  • - продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, живописи, кино и др.);
  • - личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека);
  • - поведение участников правовых отношений;
  • - результаты поведения участников правовых отношений.

В настоящее время человек не может выступать в качестве объекта правовых отношений, он может быть только субъектом. В некоторых случаях объект отсутствует в момент возникновения правового отношения, которое возникает с целью появления объекта в результате исполнения обязанностей (авторский договор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: