Понятие, признаки и виды законов
Закон – это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.
Основные признаки закона:
1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;
2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;
3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;
4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;
5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.
|
|
Виды законов: 1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства: а) конституционные законы – законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:
– Конституция РФ – Основной Закон государства;
– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;
– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;
б) основы законодательства – кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;
в) текущие (обычные) законы – законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:
– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;
– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;
г) в зависимости от сферы действия:
– общефедеральные;
– законы субъектов Федерации;
д) по отраслям права:
– государственно–правовые;
– уголовно–правовые;
|
|
– гражданско–правовые и т. д.
Действие нормативных правовых актов – установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов.
Действие нормативных актов во времени – вступление актов в силу и утрата этой силы.
Нормативные акты могут вводиться в действие:
1) с момента принятия или подписания нормативного акта;
2) с момента опубликования нормативного акта;
3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта;
4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте;
5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д.
Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу.
Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие.
Обратную силу нормативные акты приобретают, если:
1) в самом акте это указано;
2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее.
Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов:
1) истечение срока действия, на который был принят;
2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт;
3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа;
4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ;
5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения;
6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту.
Действие нормативного акта в пространстве – действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа.
Территория государства – находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.
Действие нормативного акта по кругу лиц – это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.
57 Правотворчество: понятие, принципы, виды
Правотворчество – государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.
нормативных актов.
Виды правотворческой деятельности:
1) народное правотворчество, т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) правотворчество государственных органов, т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:
а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;
б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;
|
|
в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;
г) судебных органов;
3) санкционированное правотворчество, осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;
4) производное и комплексное правотворчество, выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.
По значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество;
2) делегированное правотворчество;