Обслуживание машин
При эксплуатации машин постепенно изнашиваются отдельные-детали, нарушается правильное взаимодействие между ними, что может привести к снижению производительности, надежности, качества работы, а также к поломкам деталей и сборочных единиц. Износ и поломки могут быть связаны с трением, усталостью металла, коррозией, неправильным использованием.
Учитывая величину износа деталей, машины снимают с эксплуатации и направляют в ремонт. Правильное обслуживание машин обеспечивает возможно более длительную бесперебойную работу и снижение затраты времени и средств на ремонт. Важнейшим условием правильной организации обслуживания является обучение производственного персонала, чтобы рабочий хорошо знал устройство машины, правила ее технической эксплуатации, возможные неполадки и способы их устранения, правила техники безопасности.
Перед допуском к работе рабочий сдает экзамен в объеме технического минимума, а для допуска к работе на кранах сдает государственный технический экзамен. Ежесменное техническое обслуживание машины предусматривает регулярное наблюдение за работой всех сборочных единиц и механизмов и своевременное устранение замеченных неисправностей, подтяжку ослабленных винтов и гаек, заправку и регулировку смазочных устройств.
|
|
При обслуживании машин особое внимание следует уделять смазке, которая резко уменьшает действие сил трения, предохраняет детали от истирания и исключает чрезмерное нагревание трущихся поверхностей. Смазку осуществляют в строгом соответствии с картой и схемой смазки, которые для каждой машины определяют периодичность смазки, количество и марки применяемых смазочных материалов. Для смазки трущихся поверхностей применяют жидкие смазочные масла, получаемые из нефти, и консистентные смазки (мази), представляющие собой смесь минеральных и растительных масел с мылами. Смазочные материалы характеризуются вязкостью и температурой вспышки. Подача смазочных материалов к трущимся поверхностям может осуществляться самотеком, с помощью вспомогательных устройств (колец, ковшей) или под давлением от масляных насосов. Смазочные материалы хранят в специальных помещениях, в закрытой посуде, не допускающей смешивания или загрязнения их. Отработанные масла необходимо собирать и направлять на регенерацию для повторного использования.
Поступившее на предприятие оборудование до его установки, а также снятое с эксплуатации и демонтированное оборудование хранят в соответствии с инструкциями консервации, с соблюдением специальных правил и требований, обеспечивающих сохранность машин, исключающих их повреждение и разукомплектование.
|
|
Г Л А В А 29 РЕМОНТ МАШИН
Постепенно возрастающая степень износа деталей может быть причиной поломок и аварий машин. Аварийный ремонт сопряжен с длительными простоями оборудования, большими затратами труда и средств. Система ремонта должна иметь профилактический характер, обеспечивать бесперебойную и надежную работу оборудования.
Из существующих систем ремонта оборудования наиболее распространена система планово-предупредительного ремонта (ППР),' представляющая собой комплекс организационно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин, проводимых в определенной последовательности, по заранее разработанному графику, учитывающему время работы оборудования в часах. В системе ППР можно применять метод послеосмотровых ремонтов, когда планируют лишь сроки осмотров, а вид и объем ремонта определяют по результатам осмотра; метод стандартного (принудительного) ремонта, предусматривающий принудительную остановку машины на ремонт в заранее установленные сроки с обязательной заменой запланированных деталей и сборочных единиц независимо от состояния машины, и метод периодического ремонта. На заводах промышленности строительных материалов применяют метод периодического ремонта, при котором план проведения ремонта машин предусматривает объем ремонтных работ и сроки их проведения (через определенное количество рабочих часов). Особенностью метода периодического ремонта является использование осмотров для корректировки плана в случае, когда устанавливают, что машина может проработать до следующего очередного ремонта или что предстоящий ремонт можно заменить меньшим по объему. При этом удлинение периода между техническими обслу-живаниями за машиной не допускается. Для сокращения времени нахождения машины в ремонте и повышения качества ремонтных работ применяют поузловой способ ремонта, при котором заблаговременно подготавливают узлы, подлежащие замене. При массовом ремонте однотипных машин на специализированных ремонтных предприятиях применяют весьма эффективный поточный способ ремонта с конвейерным перемещением оборудования и обезличенным ремонтом деталей и сборочных единиц.
Виды обслуживания и ремонта машин в системе ППР предусматривают ежесменное текущее и техническое обслуживание, текущие и капитальный ремонты. Ежесменное текущее обслуживание не планируют, а осуществляют в соответствии с инструкцией по эксплуатации, которая предусматривает систематическое наблюдение за состоянием оборудования, его очистку, смазку, регулировку, подтяжку крепежных деталей и устранение мелких неисправностей. Техническое обслуживание планируемое осуществляют по графику ППР. Наряду с ежесменным обслуживанием это является важнейшим профилактическим мероприятием, предотвращающим преждевременный износ или поломку деталей и сборочных единиц машины. При необходимости техническое обслуживание включает также периодические проверки на точность.
Ремонтом машин и оборудования называют производственный процесс, включающий замену изношенных деталей и сборочных единиц отремонтированными или новыми при сохранении их взаимного расположения с целью восстановления работоспособности и технической характеристики ремонтируемой машины.
По виду ремонт подразделяют на текущий и капитальный. Количество часов работы машины между двумя капитальными ремонтами или от начала эксплуатации до первого капитального ремонта называют ремонтным
циклом, а между двумя смежными ремонтами — межремонтным периодом. Сочетание очередных ремонтов с соблюдением постоянной величины межремонтного периода образует структуру ремонтного цикла (рис. 29.1).
|
|
Текущим называют ремонт, при котором ремонтируют или заменяют группу наиболее быстроизнашивающихся деталей, имеющих срок службы, равный или несколько больший межремонтного периода. Капитальным называют ремонт, при котором производят полную разборку машины и ремонтируют или заменяют все изношенные детали, ремонтировавшиеся при текущих ремонтах, а также базовые и крупногабаритные детали, срок службы которых определяет длительность ремонтного цикла. Капитальный ремонт предусматривает сборку машины с наладкой, регулировкой, испытанием и полной окраской. Отремонтированное оборудование сдают по акту с указанием гарантийного срока нормальной работы после ремонта. Объем ремонтных работ определяют по ремонтосложности оборудования.