Системы, методы и виды ремонта

Обслуживание машин

При эксплуатации машин постепенно изнашиваются отдельные-детали, нарушается правильное взаимодействие между ними, что может привести к снижению производительности, надежности, каче­ства работы, а также к поломкам деталей и сборочных единиц. Из­нос и поломки могут быть связаны с трением, усталостью металла, коррозией, неправильным использованием.

Учитывая величину износа деталей, машины снимают с экс­плуатации и направляют в ремонт. Правильное обслуживание ма­шин обеспечивает возможно более длительную бесперебойную ра­боту и снижение затраты времени и средств на ремонт. Важнейшим условием правильной организации обслуживания является обуче­ние производственного персонала, чтобы рабочий хорошо знал устройство машины, правила ее технической эксплуатации, возможные неполадки и способы их устранения, правила техники безопасно­сти.

Перед допуском к работе рабочий сдает экзамен в объеме тех­нического минимума, а для допуска к работе на кранах сдает го­сударственный технический экзамен. Ежесменное техническое об­служивание машины предусматривает регулярное наблюдение за работой всех сборочных единиц и механизмов и своевременное уст­ранение замеченных неисправностей, подтяжку ослабленных вин­тов и гаек, заправку и регулировку смазочных устройств.

При обслуживании машин особое внимание следует уделять смазке, которая резко уменьшает действие сил трения, предохраня­ет детали от истирания и исключает чрезмерное нагревание тру­щихся поверхностей. Смазку осуществляют в строгом соответствии с картой и схемой смазки, которые для каждой машины определя­ют периодичность смазки, количество и марки применяемых сма­зочных материалов. Для смазки трущихся поверхностей применяют жидкие смазочные масла, получаемые из нефти, и консистентные смазки (мази), представляющие собой смесь минеральных и расти­тельных масел с мылами. Смазочные материалы характеризуются вязкостью и температурой вспышки. Подача смазочных материалов к трущимся поверхностям может осуществляться самотеком, с по­мощью вспомогательных устройств (колец, ковшей) или под дав­лением от масляных насосов. Смазочные материалы хранят в спе­циальных помещениях, в закрытой посуде, не допускающей сме­шивания или загрязнения их. Отработанные масла необходимо со­бирать и направлять на регенерацию для повторного использова­ния.

Поступившее на предприятие оборудование до его установки, а также снятое с эксплуатации и демонтированное оборудование хранят в соответствии с инструкциями консервации, с соблюдением специальных правил и требований, обеспечивающих сохранность машин, исключающих их повреждение и разукомплектование.

Г Л А В А 29 РЕМОНТ МАШИН

Постепенно возрастающая степень износа деталей может быть причиной поломок и аварий машин. Аварийный ремонт сопряжен с длительными простоями оборудования, большими затратами труда и средств. Система ремонта должна иметь профилактический ха­рактер, обеспечивать бесперебойную и надежную работу оборудо­вания.

Из существующих систем ремонта оборудования наиболее рас­пространена система планово-предупредительного ремонта (ППР),' представляющая собой комплекс организационно-технических ме­роприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин, прово­димых в определенной последовательности, по заранее разработан­ному графику, учитывающему время работы оборудования в часах. В системе ППР можно применять метод послеосмотровых ремон­тов, когда планируют лишь сроки осмотров, а вид и объем ремон­та определяют по результатам осмотра; метод стандартного (при­нудительного) ремонта, предусматривающий принудительную ос­тановку машины на ремонт в заранее установленные сроки с обя­зательной заменой запланированных деталей и сборочных единиц независимо от состояния машины, и метод периодического ремон­та. На заводах промышленности строительных материалов приме­няют метод периодического ремонта, при котором план проведения ремонта машин предусматривает объем ремонтных работ и сроки их проведения (через определенное количество рабочих часов). Особенностью метода периодического ремонта является использо­вание осмотров для корректировки плана в случае, когда устанав­ливают, что машина может проработать до следующего очередного ремонта или что предстоящий ремонт можно заменить меньшим по объему. При этом удлинение периода между техническими обслу-живаниями за машиной не допускается. Для сокращения времени нахождения машины в ремонте и повышения качества ремонтных работ применяют поузловой способ ремонта, при кото­ром заблаговременно подготавливают узлы, подлежащие замене. При массовом ремонте однотипных машин на специализированных ремонтных предприятиях применяют весьма эффективный поточ­ный способ ремонта с конвейерным перемещением оборудо­вания и обезличенным ремонтом деталей и сборочных единиц.

Виды обслуживания и ремонта машин в системе ППР предус­матривают ежесменное текущее и техническое обслуживание, текущие и капитальный ремонты. Ежесменное текущее обслужива­ние не планируют, а осуществляют в соответствии с инструкцией по эксплуатации, которая предусматривает систематическое наблю­дение за состоянием оборудования, его очистку, смазку, регулиров­ку, подтяжку крепежных деталей и устранение мелких неисправно­стей. Техническое обслуживание планируемое осуществляют по графику ППР. Наряду с ежесменным обслуживанием это являет­ся важнейшим профилактическим мероприятием, предотвращаю­щим преждевременный износ или поломку деталей и сборочных единиц машины. При необходимости техническое обслуживание включает также периодические проверки на точность.

Ремонтом машин и оборудования называют производственный процесс, включающий замену изношенных деталей и сборочных единиц отремонтированными или новыми при сохранении их вза­имного расположения с целью восстановления работоспособности и технической характеристики ремонтируемой машины.

По виду ремонт подразделяют на текущий и капитальный. Ко­личество часов работы машины между двумя капитальными ремон­тами или от начала эксплуатации до первого капитального ремон­та называют ремонтным

циклом, а между двумя смежными ремонтами — межремонтным пе­риодом. Сочетание очеред­ных ремонтов с соблюдени­ем постоянной величины межремонтного периода об­разует структуру ре­монтного цикла (рис. 29.1).

Текущим называют ре­монт, при котором ремонтируют или заменяют группу наиболее быстроизнашивающихся деталей, имеющих срок службы, равный или несколько больший межремонтного периода. Капитальным называют ремонт, при котором производят полную разборку ма­шины и ремонтируют или заменяют все изношенные детали, ре­монтировавшиеся при текущих ремонтах, а также базовые и круп­ногабаритные детали, срок службы которых определяет длитель­ность ремонтного цикла. Капитальный ремонт предусматривает сборку машины с наладкой, регулировкой, испытанием и полной окраской. Отремонтированное оборудование сдают по акту с ука­занием гарантийного срока нормальной работы после ремонта. Объем ремонтных работ определяют по ремонтосложности обору­дования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: