Проектирование мастерских, как и других объектов порта, должно выполняться в соответствии с требованиями Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения, проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202—81). Согласно этой Инструкции проектирование осуществляется в две стадии: проект и рабочая документация, а проектирование технически несложных объектов или объектов, возводимых по типовым проектам,— в одну стадию — рабочий проект. К таким объектам обычно относятся ремонтные мастерские, рабочий проект которых включает следующие разделы:
а) общая пояснительная записка, содержащая исходные данные для проектирования; обоснование выбранной площадки строительства; сведения о проектной мощности, организации, технологии, специализации и кооперировании производства; данные о потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии; необходимые трудовые ресурсы и возможности их обеспечения; основные технико-экономические показатели мастерских; сведения по генеральному плану, решения по электро-, тепло-, водоснабжению и канализации; охрана окружающей среды; мероприятия по гражданской обороне; информация о проведенных согласованиях проектных решений и их соответствие действующим нормам и правилам по проектированию и строительству;
|
|
б) организация строительства;
в) сметная документация;
г) паспорт рабочего проекта.
Кроме того, к пояснительной записке прикладываются: ситуационный план размещения мастерских с указанием на нем внешних инженерных сетей, сооружений и устройств по очистке сточных вод и выбросов в атмосферу; генеральный план, на котором нанесены существующие, проектируемые и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты благоустройства и озеленения, внутриплощадочные инженерные сети и транспортные коммуникации; схема управления мастерскими; планы и профили трасс внешних и внутриплощадоч- ных инженерных сетей и транспортных коммуникаций 'и др.
В рабочий проект, кроме указанного выше, входит и рабочая документация: рабочие чертежи, предназначенные для производства строительно-монтажных работ; чертежи установки технологического, энергетического и другого оборудования; чертежи (планы, разрезы, схемы) сетей и устройств тепло-, водо-, электроснабжения, связи и сигнализации, радиофикации и др.; чертежи устройств и сооружений по охране окружающей среды; сметы; спецификации на оборудование и опросные листы для его заказа и др.
Проектирование мастерских начинается с определения их производственной мощности, или, иными словами, расчетной производственной программы в стоимостном (денежном) выражении и в фактической трудоемкости. Для расчета в качестве исходных данных принимаются сведения о составе перегрузочного оборудования, его краткая характеристика, нормативы стоимости и трудоемкости ремонта, периодичность ремонтов.
|
|
Объем работ по изготовлению и ремонту грузозахватных приспособлений и органов, такелажа, другого оборудования общепортового назначения оценивается в размере 15—20% загрузки по основному направлению, например ремонту перегрузочных машин для ЦРММ и 5—8% для РРММ. Долю прочих работ (заказы сторонних организаций и т. п.) принимают в размере 5—10% суммарной загрузки мастерских по названным выше статьям производственной программы.
При проектировании мастерских учитывается, что при выполнении ремонтных работ широко используется кооперация с другими предприятиями Минморфлота, в первую очередь с судоремонтными заводами, с заводами других ведомств, особенно для выполнения капитального ремонта ДВС, крупных электрических машин, поставок литья и поковок, распиловки леса и т. п. Часть этих работ, приходящаяся на долю внутриминистерской кооперации и отражаемая в ежегодно утверждаемых Минморфлотом планах, учтена в нормативах трудоемкости ремонтных работ. Есть кооперация и между мастерскими, например между ЦРММ и РРММ, по крупностаночной обработке деталей, термообработке, капитальному ремонту отдельных агрегатов.
Стоимость, трудоемкость ремонта и технического обслуживания перегрузочных машин на предпроектных стадиях определяются по укрупненным показателям годовых ремонтных затрат на одну перегрузочную машину, приведенным в Нормах технологического проектирования морских портов. В этом документе имеются сведения о расчетной продолжительности технического обслуживания различных видов перегрузочной техники. Ежедневное количество перегрузочных машин п, одновременно находящихся в ремонте определенной категории (или техническом обслуживании),
п — N7/365, (109)
где N — годовое количество ремонтов данной категории, принимается по нормати-
вам;
Т — продолжительность ремонта' или технического обслуживания, дни;
365 — календарное число дней в году.
Общая трудоемкость годовой производственной программы мастерских распределяется по видам работ: станочные, слесарные, корпусные, сварочные, термические и т. д. Исходя из этих данных определяются количество технологического оборудования и численность работающих.
Количество станков /гст
(110)
где Т ст—трудоемкость станочных работ, станко-ч;
Г» — эффективный (расчетный) годовой фонд времени; к — коэффициент загрузки данного вида станка.
При проектировании различают три вида годовых фондов времени: календарный, номинальный (режимный) и эффективный (расчетный). Полный календарный годовой фонд времени (в часах) единицы оборудования равен произведению числа часов в сутки на число календарных дней в году, т.. е. 24-365=8760 ч. Номинальный годовой фонд времени работы оборудования определяется исключением из полного календарного фонда времени количества часов, приходящихся на выходные и праздничные дни, на нерабочие смены, обеденные и межеменные перерывы, а также на сокращенные смены в предпраздничные дни.
Для определения эффективного годового фонда времени работы оборудования надо из номинального фонда времени исключить затраты времени на пребывание оборудования в плановых ремонтах, установленных утвержденными нормами.
Значение коэффициента загрузки (использования) оборудования по различным его видам принимается по Нормам технологического проектирования морских портов. Общее количество станков, например металлорежущих, затем распределяется по типам: токарные, фрезерные и т. д.
|
|
Расчет численности работающих в мастерских начинается с определения количества производственных рабочих, причем следует учитывать рост производительности труда за период от базисного года, на который разработаны нормативы, до расчетного года, на который проектируются мастерские.
Производственные рабочие — это рабочие основных производственных цехов, непосредственно выполняющие операции по ремонту перегрузочного оборудования. Численность производственных рабочих Рп по каждой специальности
р — Т IР
где Гс —годовая трудоемкость работ по да'нной специальности, чел.;
Р Р —эффективный годовой фонд времени рабочего данной специальности.
Численность вспомогательных рабочих принимается в процентном отношении от численности производственных рабочих и для портовых мастерских составляет 16%. К вспомогательным рабочим основных производственных цехов относятся рабочие, не принимающие непосредственного участия в выпуске продукции цеха, а занятые обслуживанием производственного процесса (слесари-наладчики, ремонтники станочного парка, электромонтеры и др.).
Численность обслуживающего персонала — инженерно-технических работников (ИТР), служащих и младшего обслуживающего персонала (МОП) — определяется в процентном отношении от суммарной численности производственных и вспомогательных рабочих. Для портовых мастерских принимается ИТР 10%, служащих — 2%, МОП — 1,5%.
Важно определить не только общую численность работающих, но и число работающих в наибольшую смену, поскольку на базе этой цифры рассчитываются количество рабочих мест, производственные площади, расход электроэнергии, необходимое число посадочных мест в столовой, требуемые мероприятия по гражданской обороне. Для этого общее количество работающих в мастерских делится на нормативный коэффициент сменности, который определяет отношение общего количества работающих к работающим в наибольшей (наиболее уплотненной) смене. Для портовых ремонтных мастерских режим работы, как правило, устанавливается двухсменным с коэффициентом сменности 1,7, а на доковых работах в СРМ — трехсменный с коэффициентом сменности 2,2.
|
|
Количество необходимого оборудования по видам и типам, данные о численности работающих позволяют с использованием нормативных документов определить площадь мастерских. На один металлорежущий станок и на единицу другого основного оборудования трубопроводного цеха требуется площадь 2,5 м2, на один деревообрабатывающий станок— 30—40 м2, на одного слесаря в наибольшей смене— 12 м2. Определенная расчетом площадь уточняется детальной планировкой (расстановкой) оборудования, выполняемой по Нормам технологического проектирования судоремонтных заводов.
Суммарная площадь крытых складов для запасных частей, комплектующих изделий, заготовок, материалов и др. принимается в размере 15% общей производственной площади. Площади цеховых кладовых, включая РКК и ИРК, составляют 7—12% площади соответствующих цехов.
Площадь открытых производственных площадок рассчитывается исходя из количества одновременно находящихся в ремонте перегрузочных машин, стоящих на этих площадках с учетом проходов между машинами не менее 1,5—2 м, технологических и пожарных проездов. Размеры пролетов цехов и грузоподъемность цеховых подъемно-транспортных машин определяется в зависимости от габаритных размеров и масс ремонтируемых узлов и деталей.
Названные выше исходные данные, определяемые в основной технологической части проекта, позволяют затем принять архитектурно-строительные, электротехнические и другие решения, составить сметы, спецификации на оборудование, выполнить рабочие чертежи. Результаты проекта отражают в таблице технико-экономических показателей ремонтных мастерских. В табл. 10 указаны характеристики четырех типовых проектов портовых мастерских различной производственной мощности.
Т а б л и ц а 10
Категория мастерских | ||||
I! | II | III | | IV | |
Показатель | № типового проекта | |||
416-7-74 | 416-7-75 | 416-7-76 | 416-7-77 | |
Годовая производственная программа всего, тыс. р. | 950,0 | 610,0 | 315,0 | 170,0 |
Трудоемкость годовой производственной программы, тыс. чел.-ч | 318,6 | 210,5 | 106,8 | 61,4 |
Численность работающих всего, чел. | ||||
В том числе рабочих, чел. | ||||
Выпуск валовой продукции на одного работающего, р. | ||||
Стоимость строительства всего, тыс. р. | 608,6 | 403,5 | 285,0 | 214,4 |
В том числе строительно-монтажных работ, тыс. р. | 398,9 | 303,8 | 201,3 | 148,0 |
Таблица 11 | |||
Техническая | Коли | Выполняемая работа | |
Станки | характеристика | чество, шт. | |
Токарные: 1М65, 1М63Б, 16К20Г, 16Б05П | РМЦ от 710 до 5000 мм; диаметр обработки от 250 до 1000 мм | 3—6 | 1 Обработка деталей типа тел вращения: валов, втулок, корпусов подшипников, нарезание резьб Обработка методом |фрезерования разнообразных изделий: червя- ’ков, зубчатых колес, корпусов насосов, шатунов, и деталей топливной аппаратуры |
Фрезерные: 6Т13-1, 6Т82Ш-1, 6Р82Г | Размеры рабочей поверхности стола до 400X1600 мм | 2—3 | |
Сверлильные: 2И150, 2И135, 2И125, 2КИ2, 2532Л | Диаметр сверления от 12 до 50 мм | 3—8 | Сверление, рассверливание, зенкерование, развертывание отверстий, нарезание резьбы |
Шлифовальные: 3X631, ЗК634, ЗД722, 39133 | Диаметр шлифовальных кругов 150 и 400 мм, размеры рабочей поверхности до 320X1400 мм | 5—8 | Шлифование плоскостей различных деталей периферией круга. Заточка резцов, сверл, слесарного инструмента |
Расточные: 2А614-1, 262В | Дцаметр шпинделя 80—90 мм | 11—2 | Растачивание, сверление, зенкерование и развертывание отверстий в!корпусных редукторах, (цилиндрах, двигателях и 1т. д. Обработка деталей |
Строгальные: 7Е35, 7307Д | Ход ползуна 500— 710 мм | ||
Долбежные: 7403, 7А420М | Ход долбя ка 20— 320 мм | Обработка долблением плоских и фасонных поверхностей различных пазов и канавок |