Отличие труда ребенка от труда взрослого:
1. Ребенок не создает в своем труде общественнозначимых материальных ценностей. У ребенка нет результата труда, то, что он не делает никому не нужно.
2. Труд детей носит воспитывающий характер – так как на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.
3. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру. Но даже и старшие дошкольники, пока не овладевают трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.
4. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольника не имеет постоянного материального вознаграждения.
|
|
5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия страдает лишь формирующийся нравственный облик ребенка. Так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
6. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Структура трудовой деятельности:
Цель (осознание цели относительно, хотя воспитатель должен формировать целенаправленную трудовую деятельность, т.е. ради чего он трудится).
Мотив – может быть разным. Получить от взрослых положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослыми и т.д.
Процесс планирования – включает в себя организацию работы. Исполнение. Контроль и оценку как отдельных этапов, так и результат в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. В старшем возрасте планирование специфично (дети планируют лишь процесс исполнения, забывая о способах выполнения, об организации. Детей следует учить планировать деятельность. Благодаря обучению, формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат). Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.
|
|
Процесс деятельности. Детей младшего и старшего дошкольного возраста увлекает процесс деятельности. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.
Результат труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего дошкольного интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 6-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Задачи трудового воспитания:
1 группа: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений).
2 группа: развитие личности ребенка в труде, развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействий.
Виды труда:
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать, т.е. делать все «как мама»: мыть пол, посуду, стирать белье и т.д. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослых делает эти действия привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.
Труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной и художественный труд. По своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготавливают поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.д.
Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет), может быть представлен через улучшение качества (постиранное кукольное белье), а может и выступать в виде решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное открытие ребенка в виде рассуждений и т.д.). Последний и есть результат умственного труда. «Воспитатель приучает детей» думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей. Делать умозаключения и наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. («додумался»).
|
|
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Поручения.
Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Выполнение трудовых поручений уже доступно детям 2-3 лет. С возрастом они усложняются.
Дежурства.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы. В дежурстве, в большей степени, чем в поручениях, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы и т.д. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия.
Общий, совместный, коллективный труд.
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – общему, совместному, коллективному труду.
Данная форма способствует нравственному воспитанию. Уже приобретенные навыки закрепляются, обучение новым осуществляется, как прежде индивидуально. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу и т.д.
|
|
Понятия общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда является польза для всех (уборка помещения, участка и т.д.).
Различия заключаются в условиях закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде, - единая (например, работа звеньями).
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу и т.д.
Условия воспитания дошкольников в труде.
1. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться тоже.
2. Организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни.
3. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей.
4. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Средства трудового воспитания дошкольников.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомление с трудом взрослых, художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научится чему-либо, не делая этого. Нельзя решать и научить ребенка трудиться не в труде, а в игре. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результатов, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощь этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки о труде, читает художественные произведения о труде, рассматривает произведения изобразительного искусства (картины мастеров-художников), просматривает с детьми видео-фильмы и т.д.