РЕШЕНИЕ - ЭТО ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ
Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой системы.
Почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, какую специальность приобрести (куда пойти учиться), то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяца, годы.
Однако в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер, принимая решение, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других ее работников. Что еще важнее - управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и возможно каждого в организации.
Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя.
ОРГАНИЗАЦИОНННОЕ РЕШЕНИЕ - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
ЦЕЛЬ организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Организационные решения можно классифицировать как:
• запрограммированные;
• незапрограммированные.
ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ - есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении, скажем, математического уравнения. В этом случае число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ- этого решения которые требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы, или сопряжены с неизвестными факторами.
К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отражения некоторого спектра. Почти все решения оказываются между крайними вариантами.
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента:
1. Принимать решения, как правило, сравнительно легко. Трудно принять хорошее решение.
2. Принятие решения - это психологический процесс.
Руководитель, принимающий решения, всегда находится под воздействием таких психологических факторов, как
- социальные установки,
- накопленный опыт,
- личностные ценности.
Процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.
ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ- это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. То, что мы называем озарением, или шестым чувством - есть интуитивные решения.
Нужно подчеркнуть, что руководителям высшего эшелона власти чаще всего приходится опираться на суждения, им всегда не хватает информации при принятии решений.
РЕШЕНИЯ ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
Суждение как основа организационного решения весьма полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению.
Главное различие между решением рациональным и основанным на суждении, заключается в том, что рациональное решение:
1. Не зависит от прошлого (опыта).
2. Обосновывается с помощью объективного аналитического процесса типа описанного ниже.
Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы может быть представлен как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой.
Эти пять этапов следующие:
1. Диагностика проб
2. лемы
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения
3. Определение альтернатив
4. Оценка альтернатив
5. Выбор альтернативы
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- личностные оценки руководителя
- среда принятия решений
- информационные ограничения
- поведенческие ограничения
- негативные последствия
- взаимозависимость решений
Суждение может быть затуманено четырьмя факторами, которые воздействуют на нас как на человеческие существа:
§ неуверенность, которая может явиться результатом недостатка информации относительно одной или обеих возможностей выбора, недостатка знаний или недостатка умения.
§ Сложность сит
уации.
§ Ограниченность времени.
§ Стресс, вызванный риском или большой рабочей нагрузкой.
В ПОРТОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ КАТЕГОРИИ РЕШЕНИЙ:
1. текущие или рутинные
2. инновационные
3. стратегические или менеджерские.
Рутинные решения принимаются систематически и считаются запрограммированными.
Последствия инновационных решений никогда не известны заранее. Они зависят не только от опыта и способностей принимающих их, но и от свободы действия, разрешенной вышестоящим уровнем иерархии.
Стратегические решения принимаются высшим менеджментом предприятия; они долговременны, связаны с портом и его политикой, реорганизацией, крупными инвестициями, координацией между портом и государством, местными властями и др.
Характер указанных решений определяется средой в которой они принимаются.