Лекция №4. Принятие решений

РЕШЕНИЕ - ЭТО ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ

Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой системы.

Почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, какую специальность приобрести (куда пойти учиться), то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяца, годы.

Однако в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер, принимая решение, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других ее работников. Что еще важнее - управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и возможно каждого в организации.

Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя.

ОРГАНИЗАЦИОНННОЕ РЕШЕНИЕ - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

ЦЕЛЬ организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Организационные решения можно классифицировать как:

• запрограммированные;

• незапрограммированные.

ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ - есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении, скажем, математического уравнения. В этом случае число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ- этого решения которые требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы, или сопряжены с неизвестными факторами.

К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отражения некоторого спектра. Почти все решения оказываются между крайними вариантами.

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента:

1. Принимать решения, как правило, сравнительно легко. Трудно принять хорошее решение.

2. Принятие решения - это психологический процесс.

Руководитель, принимающий решения, всегда находится под воздействием таких психологических факторов, как

- социальные установки,

- накопленный опыт,

- личностные ценности.

Процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.

ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ- это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. То, что мы называем озарением, или шестым чувством - есть интуитивные решения.

Нужно подчеркнуть, что руководителям высшего эшелона власти чаще всего приходится опираться на суждения, им всегда не хватает информации при принятии решений.

РЕШЕНИЯ ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения весьма полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению.

Главное различие между решением рациональным и основанным на суждении, заключается в том, что рациональное решение:

1. Не зависит от прошлого (опыта).

2. Обосновывается с помощью объективного аналитического процесса типа описанного ниже.

Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы может быть представлен как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Эти пять этапов следующие:

1. Диагностика проб

2. лемы

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения

3. Определение альтернатив

4. Оценка альтернатив

5. Выбор альтернативы

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

- личностные оценки руководителя

- среда принятия решений

- информационные ограничения

- поведенческие ограничения

- негативные последствия

- взаимозависимость решений

Суждение может быть затуманено четырьмя факторами, которые воздействуют на нас как на человеческие существа:

§ неуверенность, которая может явиться результатом недостатка информации относительно одной или обеих возможностей выбора, недостатка знаний или недостатка умения.

§ Сложность сит
уации.

§ Ограниченность времени.

§ Стресс, вызванный риском или большой рабочей нагрузкой.

В ПОРТОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ КАТЕГОРИИ РЕШЕНИЙ:

1. текущие или рутинные

2. инновационные

3. стратегические или менеджерские.

Рутинные решения принимаются систематически и считаются запрограммированными.

Последствия инновационных решений никогда не известны заранее. Они зависят не только от опыта и способностей принимающих их, но и от свободы действия, разрешенной вышестоящим уровнем иерархии.

Стратегические решения принимаются высшим менеджментом предприятия; они долговременны, связаны с портом и его политикой, реорганизацией, крупными инвестициями, координацией между портом и государством, местными властями и др.

Характер указанных решений определяется средой в которой они принимаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: