Перспективы инновационной деятельности

Инновационный процесс никогда не должен прерываться на любом предприятии. Инновации вообще требуют постоянных экспериментов и исследований, а в наукоемких технологиях, к которым относятся информационные, -тем более. Наверстывать упущенное приходится за счет дополнительных затрат.

В то же время для эффективного внедрения ИС и ИТ в сферу основной деятельности предприятия необходим «весьма осмотрительный менеджмент». Только с его помощью можно сделать средства информатизации действенным инструментом планомер­ного и целенаправленного развития предприятия.

Важным фактором является участие в этом процессе будущих пользователей. Это позволяет своевременно учесть последствия от информатизации как для отдельных рабочих мест, так и для организационной структуры предприятия в целом (изменения требований к квалификации работников, необходимость децен­трализации и т.д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что созда­ние и развитие ИС - специальная наукоемкая сфера, успешная деятельность в которой требует определенного потенциала. Это­го потенциала могут не иметь не только малые вновь создавае­мые фирмы, но даже и большие предприятия, если на них поче­му-либо не сложились или значительно ослаблены соответствую­щие подразделения.

В настоящее время среди руководителей отечественных пред­приятий достаточно широко распространено представление, что ИС более эффективно создавать своими силами, чем заказывать стороннему изготовителю. Здесь приводятся аргументы, что свои специалисты лучше знают условия и традиции конкретного пред­приятия, они всегда рядом и могут непосредственно контактиро­вать с любым работником, за их работу не нужно платить тех больших денег, которые требуют за готовую систему сторонние изготовители, и т.д. Последний аргумент является исключитель­но весомым, поскольку оплата труда на предприятии обычно ус­тупает оплате труда в специализированных фирмах. Однако убеж­дение, что своими силами ИС может быть создана с меньшими затратами, может оказаться серьезным и «дорогим» заблужде­нием.

Прежде всего уровень создаваемой системы всецело опреде­ляется уровнем имеющихся на предприятии специалистов, в ос­новном программистов, и гипертрофией их роли в этом процессе. Не всякое предприятие имеет в наше время мощную команду профессиональных системных аналитиков и програм­мистов, способных создать ИС масштаба предприятия, посколь­ку в прежние времена структура системы на большинстве пред­приятий определялась отраслевыми решениями, вырабатывавши­мися в так называемом головном институте отрасли, и опыта са­мостоятельного создания эффективных систем на предприятии не накапливалось.

Поэтому многие специалисты, несмотря на высокие занимае­мые должности, не имеют необходимого в современных услови­ях уровня квалификации. Специалистов же на малых фирмах про­сто мало, единицы, а они олицетворяют собой всю сферу инфор­матизации в полном ее объеме, и от их личной квалификации все­цело зависит та система, которая должна обеспечить успех биз­неса компании по ее основной деятельности.

Тем не менее на предприятии все равно нужно формировать коллектив специалистов, сферой деятельности которых будет информатизация, с тем чтобы можно было на них положиться в части контактов со сторонними изготовителями как на этапах выдачи задания и приемки работ, так и при обеспечении эффек­тивного использования ИС на предприятии. Менеджер, возглав­ляющий такой коллектив, - это информационный менеджер.

Кроме того, должны быть соответствующим образом подго­товлены и лица, принимающие решения на всех уровнях, т.е. все руководители должны получить навыки выработки решений как относительно сферы ИС, так и с помощью ИТ по основной дея­тельности фирмы. Если менеджмент изменений, вызванных введе­нием ИТ в подразделении, будет успешным, то с помощью новой информационной и коммуникационной технологии, составляющей основу системы, может быть создана такая инфраструктура фир­мы, которая обеспечит ей превосходство в конкурентной борьбе.

Это превосходство начинается с более полного и эффектив­ного использования фирмой всех видов ресурсов ИС и кончается формированием единой для всего предприятия сплошной инфор­мационной инфраструктуры, которая способствует более эффек­тивному поведению на рынке, более успешному снабжению рын­ка товарами или услугами, вырабатываемыми фирмой. Это ста­новится возможным прежде всего за счет более быстрой и пол­ной координации действий всех партнеров по рынку, обеспечи­ваемой новой информационной системой и специфическими «ноу-хау», появившимися на фирме в процессе создания новой ИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: