Особенности процесса внедрения инноваций в сфере услуг

Лекция 12 ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА МЕНЕДЖЕРА

ПЛАН:

12. 1 Особенности процесса внедрения инноваций в сфере услуг

12.2 Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей

Менеджмент сегодня – это управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента являются инновации – процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства.

Необходимость внедрения инноваций стимулируют конкурентная борьба и целый ряд других требований рынка.

С середины 1980-х г.г. в туристском спросе обозначились новые тенденции, которые проявляются в следующем:

- изменение стереотипов поведения туристов;

- расширение круга потенциальных потребителей туристских услуг;

- изменение возрастной структуры путешествующих;

- специализация и индивидуализация спроса;

- экспансия выездного туризма;

- экологизация мышления потребителей;

- изменение частоты и длительности туристских поездок;

- повышение требований туристов к уровню сервиса;

- интенсификация туристского отдыха.

Влияние этих факторов приводит к тому, что инновации в российских условиях становятся для туристских предприятий главным средством выживания на рынке. В рамках работы в этой области рекомендуется:

- выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;

- определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие, внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы;

- сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций.

Инновационный менеджмент – вид научно-технической, социально-экономической, а также предпринимательской деятельности, направленной на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов.

Новация (новшество) – новый или обновленный продукт чьей-то творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Инновация (нововведение) – новшество, ставшее предметом процесса освоения, внедрения. Новацию следует считать инновацией при соблюдении двух условий:

1. новшество должно быть принято данным потребителем;

2. новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.

Выделяются следующие типы инноваций в производстве услуг:

- технические, связанные с внедрением новых видов техники и технико-технологических приемов труда;

- организационно-технологические, связанные с новыми видами услуг, более эффективными формами обслуживания и организационными нормами труда;

- управленческие, ориентированные на совершенствование внутренних и внешних связей организации, использующие методы и формы менеджмента;

- комплексные, охватывающие одновременно разные аспекты и стороны сервисной деятельности.

Инновационный процесс зарождается на этапе разработки новой идеи. Далее эта идея углубляется и конкретизируется в ходе создания внедренческого проекта. Вслед за этим инновационный процесс продолжается в деятельности по внедрению нововведения, а также в ходе его распространения в сервисной практике.

Процесс введения новшества на рынок называют коммерциализацией. Период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

Инновационный процесс – это совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена.

При внедрении нововведение фирмой выбирается одна из типовых инновационных стратегий:

- наступательная стратегия;

- защитная стратегия;

- поглощающая стратегия;

- промежуточная стратегия;

- создание рынка;

- разбойничья стратегия;

- привлечение специалистов-разработчиков.

Как правило, инновационный процесс охватывает разные стороны производственной, организационно-технологической, маркетинговой и управленческой деятельности. Помимо менеджеров, специалистов по маркетингу к инновационным процессам оказываются причастны и рядовые работники, весь персонал сервисного предприятия.

Осознавая огромную сложность внедрения инноваций в сервисную практику, предприниматели и менеджеры должны планировать весь процесс освоения инновации, внимательно отслеживать его ход и результаты. Помощь в этом им может оказать разработка инновационной программы.

Инновационная программа обеспечивает успешное функционирование системы «маркетинг – техническая политика», в которой роль маркетинга заключается в информационном обеспечении, а также в формировании системы оценки достигнутых результатов и участия в определении главных целей.

Основные этапы разработки инновационной программы:

1. исследования: рыночные, производственных возможностей;

2. функционально-стоимостной анализ: концепции нововведения, рыночного потенциала, альтернативных мероприятий, обеспеченности производства, объема продаж;

3. оценка: внутренних расходов, видов нового продукта, объемов реализации;

4. разработка баланса доходов и расходов;

5. планирование: основного производства, вспомогательных мероприятий, контроля за производством и качеством, финансовых потоков, доходов и расходов;

6. осуществление контроля и внесение необходимых корректировок.

При разработке инновационной программы можно использовать ряд принципов отбора первоочередных нововведений:

- принцип важности;

- принцип заполнения вакуума (иногда предприятие нуждается не в новых, а в необходимых технических решениях, без которых тормозится развитие производственно-технологических процессов);

- принцип отрыва показателей (нововведение должно показать значительно лучшие эксплуатационные характеристики);

- принцип минимума капитальных вложений (шансов на внедрение тем больше, чем меньше новые решения требуют капитальных вложений);

- принцип экологичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: